Знаете, как определить экологически неблагополучные районы? Обойти роддома и подсчитать количество новорожденных с зарождающимися патологиями. Тайну выдала их пуповинная кровь, в которой исследователи разглядели особые маркеры болезни. Другие ученые научились определять зарождение болезни у ребенка, еще находящегося в материнской утробе.

Если будущему ребенку суждено погибнуть от наркотиков, стать убийцей или умереть от неизлечимой болезни, у матери на лбу появляется хорошо видимый знак — пигментное пятно. О такой “черной метке” судьбы писал в своем романе “Тавро Кассандры” Чингиз Айтматов.

Как это часто бывает, фантастический бестселлер предвосхитил научное открытие. Своеобразное тавро, которым природа метит людей с развивающейся патологией, действительно существует! Это аномальное число особых белков в лейкоцитах нашей крови.

Одного донимает хронический насморк, другой корчится от дикой боли, вызванной раковыми метастазами. Неужели эти и другие хвори может что-то объединять? Многие ведущие ученые мира в течение прошлого века искали общий признак для всех болезней человека, пытались зафиксировать самый момент зарождения патологии, чтобы побороть ее еще в зародыше. Но тщетно.

Надо было искать изменения в основе основ, то есть в геноме. В России над этой проблемой работали лучшие умы. К примеру, академики РАМН Саркисов, Пальцев и Хитров написали в 1997 году отличную монографию «Общая патология человека».

Только сейчас появилась возможность молекулярно-генетическим способом выявлять именно наследственные заболевания, связанные с нарушениями в ДНК. По прогнозу той же международной программы «Геном человека», реально определять мутации генома у отдельных новорожденных можно будет лишь к 2040 году. Московский Комсомолец.

***