Президент в предвыборный год создает суперведомство, которое будет контролировать рынки объемом в сотни миллиардов долларов и определять, что можно или нельзя доносить до населения с помощью сетей вещания и связи. Создание такой единой федеральной службы, которая будет лицензировать и курировать общественные коммуникации в России, обсуждалось давно.

Пока регулирование лицензирования телерадиовещания состоит из двух частей: Росохранкультура дает лицензию на вещание (то есть на то, что будет идти в эфире), а Россвязьнадзор – на средства для осуществление вещания. Идея сдвоенных лицензий родилась в начале 90-х годов, поскольку тогдашнее Министерство печати и информации никак не могло контролировать лицензирование СМИ.

Эта конструкция пережила даже Минпечати – сейчас лицензированием электронных СМИ занимается Росохранкультуры.

Формально при создании суперведомства российская власть может сослаться на международный опыт. Например, очень влиятельная и напоминающая спецслужбу американская FCC совмещает в себе функции лицензирования и надзора за СМИ. Подобным образом контролируются и СМИ Франции.

Сегодня функцию, подобную американскому FCC, в России выполняет Федеральная конкурсная комиссия по лицензированию телерадиовещания при Росохранкультуры (ФКК). Однако у нее практически нет правовой базы: члены комиссии не знают срока своих полномочий, порядка выдвижения, границы обязанностей и возможных ограничений.

Открытым остается вопрос и о руководителе новой службы. С одной стороны Мининформсвязи в нынешней ситуации явно сильнее Минкультуры.

С другой стороны, нынешний глава Росохранкультуры Борис Боярсков является гораздо более ярким чиновником, чем руководитель Россвязьнадзора Валерий Бугаенко. Боярсков зарекомендовал себя как активный «борец» со СМИ – в предвыборный год это умение может оказаться весьма полезным. Газета.ru

*