У них у каждого — своя история второго рождения. И на всех — один ангел-хранитель. Портрет хирурга Шумакова Вячеслав Коваль повесил рядом с фотографиями детей.

Он уже 9 лет живет с новым сердцем. Имени донора, спасшего ему жизнь, он никогда не узнает — не положено. Но каждый год ходит в церковь, поставить свечку за упокой души человека, подарившего ему сердце…

Пересадка сердца. 6 часов в операционной. Вот оно — больное, а вот — здоровое. Валерий Шумаков здесь — царь и бог. Ни одного лишнего слова — после сотни операций коллеги точно знают, какой инструмент нужен маэстро. Через несколько часов пациент придет в себя, через несколько дней — встанет с больничной койки. К жизни с новым сердцем еще придется привыкнуть: оно и бьется по-другому, и до конца жизни нужно будет пить лекарства, подавляющие иммунитет — это единственный способ избежать отторжения нового органа, пишет Первый канал.

Андрей Самойлов еще регулярно ездит на перевязки в больницу — сердце ему пересадили только перед Новым годом. История — как у многих «пересаженных»: ждал операции, собирался ужинать с семьей, позвонили из больницы — сказали есть подходящее сердце. Через час он уже был на операционном столе. Жена и маленькая дочь — молились за него в коридоре.

Первую операцию в 67-м провел южноафриканец Кристиан Барнард. Но он учился у российских хирургов. А эта женщина — Александра Шалькова — наша первая соотечественница, которой пересадили сердце, и которая успешно перенесла операцию. 20 лет назад она стала настоящей знаменитостью в СССР. После операции она прожила восемь с половиной лет. Но это — была первая операция. Теперь новое сердце может подарить и 15 и даже 20 лет жизни…

***