В Самарской области в отличие от Москвы или Санкт-Петербурга проблемы беспризорных детей практически не существует. В органах внутренних дел и первом в России областном Министерстве по вопросам семьи и демографического развития регистрируются лишь отдельные случаи задержания потерявшихся детей так называемых «латентных мигрантов». В основном таджикских и узбекских цыган, которые придерживаются кочевого образа жизни и свои таборы разбивают в окрестностях Самары или ее города-спутника Новокуйбышевска.

Любопытно, что с приезжими из Средней Азии соплеменниками проживающие в областном центре – неофициальной «цыганской столице» России – оседлые цыгане (а их диаспора в области, по данным лидера самарских рома Василия Кутенкова, составляет около 30 тыс. человек) отношения практически не поддерживают. И для них дети тех же таджикских цыган чужие. Эти маленькие попрошайки, имеющие родителей из числа лиц «без определенного места жительства», периодически задерживаются подразделениями транспортной и территориальной милиции и доставляются в «транзитные учреждения» Самары. Это социальный приют для детей «Надежда» и бывший детский приемник-распределитель – ныне Центр временной изоляции несовершеннолетних (ЦВИ) подростков при ГУВД Самарской области.

По данным директора «Надежды» Лидии Аникиной, в ее приюте за последние два года побывали 54 беспризорных ребенка, из которых 21 – в прошлом и 33 – в 2005 году. По сведениям, полученным «НГ» от начальника отдела информации и общественных связей ГУВД по Самарской области подполковника милиции Александра Кромина, за последние два года были задержаны милицией и прошли через ЦВИ 43 беспризорника.

После того как в социальном приюте отогреют, отмоют, покормят, подлечат и установят личности этих маленьких бродяг, начинается эпопея поиска их непутевых родителей-кочевников, родных и близких. Сегодня это уже менее хлопотное дело, чем лет 5–10 назад. В «Надежде», к примеру, всегда под рукой номера мобильных, по которым можно вызвать родителей цыганят.

Правда, без накладок не обходится. Одну такую непутевую мамашу, задержанную милицией за торговлю наркотиками, приговорили в суде к отбыванию срока наказания в местах не столь отдаленных, а ее двух детей отдали в областной социальный приют. Временно пристроить цыганских детей в такую же национально-родственную приемную семью директору «Надежды» так и не удалось. И они остались в приюте. Точнее, один мальчик жил в приюте, а другого – больного малыша – устроили лечиться в детской городской больнице. Их мать через некоторое время была выпущена из учреждения за колючей проволокой и приехала в «Надежду», откуда забрала одного сына, обещала взять и больного мальчика. Но так за ним и не вернулась. И теперь в самарском приюте подрастает маленький цыган-иностранец, который не знает ни своих родителей, ни места и времени своего рождения.

Об этом пишет сегодня Независимая газета

*