Людмила Кузьмина : Я женщина, я ею родилась. Самое лучшее, что я умею и люблю — это заваривать чай. Я увлекаюсь этим. Люблю заваривать его в прозрачных чайниках, смотреть, как разворачиваются листья. Для меня это как начало такого подъема. Если я что-то и делаю серьезно и это воспринимается правозащитой, я делаю — это как гражданин России. Это моя страна, я хочу, чтобы она была лучше, я хочу, чтобы в ней было лучше.

Среди самарчанок, занимающихся правозащитной деятельностью, пожалуй, наиболее известна Людмила Кузьмина. Ее карьера — от молодого сотрудника в библиотеке политической книги до руководителя крупнейшей в Самаре правозащитной организации — получилась удачной, как считает сама Людмила, по причине принципиальности ее убеждений. Когда в конце восьмидесятых годов прошлого века самарцы стали собирать подписи за возвращение Куйбышеву исторического имени Самара, среди горожан, поддержавших инициативу, оказалась и сотрудница библиотеки политической книги Людмила Кузьмина.

Людмила Кузьмина: Я закончила институт культуры и работала в культуре. На волне перестройки меня вытолкнули, вот эта контора, нами всеми известная. Они ходили, собирали какой-то материал на меня, в то время как я считала, что я выполняю свою функцию. Там собирались, как тогда говорили, неформалы – представители всевозможных течений, тогда много народившихся. За что меня и уволили. Трактовка была такая – устроила притон неформалов в библиотеке. Когда я увидела все это, каким способом все это было сделано, при помощи доносов, я услышала все это, я тогда сказала — пол-Самары сделаю неформалами. Во-первых, я тогда стала участвовать в учреждении общественных организаций. И вот таким образом я пришла к тому, что нужно и самой что-то делать, и стала делать.

Сергей Хазов: Не только простые самарцы, но и известные политики и бизнесмены хорошо знакомы с правозащитницей. Все знают — если Кузьмина среди участников акции протеста, эта акция лишена политической ангажированности и проводится в защиту прав человека. Правозащитница не состоит ни в каких партиях и движениях, и считает, что ее главная задача — защищать принципы гражданского общества и не допускать нарушений прав человека. Может быть, поэтому Хельсинская декларация прав человека – настольная книга Людмилы Кузьминой. С тонким сборником хельсинкской декларации в руках правозащитница не раз входила во властные кабинеты — к мэру и губернатору, говоря о необходимости соблюдать права человека.   

Людмила Кузьмина: Мне даже кажется, что и ни в какой я не правозащите. А если я что-то и делаю, то что воспринимается правозащитой, то, первое, что я считаю, что я делаю – это как гражданин России, потому что я себя ощущаю гражданином России. Это моя страна, я хочу, чтобы она была лучше, я хочу, чтобы в ней было лучше. Как бы я даже думаю, что это не правозащита, а понуждение государства, его структур, чиновников, которые очень небедно оплачены нами, да еще и не одним поколением, это понуждение этих хорошо обеспеченных нами, налогоплательщиками, людей к выполнению главного из-за чего и для чего они созданы – к защите прав и свобод и интересов граждан.   

Сергей Хазов: Коллеги Людмилы Кузьминой по правозащитному движению говорят, что она не только убежденный правозащитник, но и прекрасная женщина. Рассказывает Никита Козубенко.

Никита Козубенко: Людмила Гавриловна это человек, по сути, можно сказать не единственный, но один из тех кто может и хочет повлиять как-то на ситуацию, возможно, на политическую, вообще, на ситуацию, на ту страну, в которой мы живем. Человек выдающийся, хороший, высокого ума и движения к светлому будущему. Она просто постоянное движение.   

Сергей Хазов: Правозащитнику Александру Лашманкину довелось вместе с Людмилой Кузьминой участвовать в нескольких акциях протеста.

Александр Лашманкин: Людмила Гавриловна, я не постесняюсь этого сказать, это выдающийся человек. Для Самары это уникальная личность просто. Она занимается проблемами, связанными с нашим обществом довольно долго. Она начала работать в Комитете Самары, то есть возвращения городу исторического имени. Это в какой-то степени и ее заслуга. Вот до сих пор она продолжает заниматься этим. Фактически она всю жизнь на это положила, пожертвовала собой ради всех нас. Естественно, этого никто не ценит, как всегда, наверное, и должно быть. Конечно, есть завистники. Пытаются закидать ее грязью. Ее деятельность раздражает многих. Я считаю, что это в каком-то смысле человек будущего. Она явно свое время обгоняет.

Фрагмент материала Радио «Свобода». Публикуется с сайта станции

*