С 26 декабря по 1 января чернокожие американцы отмечают праздник КванзаKwanzaa. В отличие от многих других праздников народов мира, чье происхождение часто невозможно проследить, известен создатель Кванзы. Это- ученый, глава отдела Черных Исследований Университета штата Калифорния Маулана КаренгаMaulana Karenga.

В 1960-е годы Каренга был активистом ряда общественных организаций афроамериканцев и в 1966 году предложил воссоздать древний праздник урожая, который некогда праздновался различными цивилизациями черной Африки. Главной целью создания Кванзы была попытка помочь расовой самоидентификации чернокожих американцев, чьи предки попали в США в трюмах кораблей работорговцев и утратили культурную и этническую связь с Африкой.

Всё афро-американское население США, независимо от веры исповедания, отмечает в конце декабря Кванзу — праздник семейных и культурных ценностей, подчеркивающий их африканское происхождение. С каждым годом Kwanzaa становится всё более популярным праздником в Америке. На всей территории США проводятся выставки, фестивали и показы афро-американских искусств и ремесел, различные детские мероприятия. Все они открыты для публики и вход на них свободный. Кроме США, Кванзу ныне отмечают в Вест-Индии, Бразилии, Великобритании и во многих других странах, где существуют общины выходцев из черной Африки.

Слово Kwanzaa было взято из фразы «первые плоды»matunda ya kwanza из языка суахили (официальный язык Танзании и Кении, широко используется в Уганде, Сомали, Заире, Мозамбике, и т.д.). Считается, что праздник «первого плода» отмечался в древней Нубии в эпоху фараонов, кроме того его праздновали в средневековых африканских государствах Йоруба и Ашанти.

В основу праздника положены африканские традиции и глубинная мысль, провозглашающая Nguzo SabaСемь Принципов жизни и ценностей сообщества (названия также взяты из суахили): UmojaЕдинство, KujichaguliaСамоопределение, UjimaКоллективизм, UjamaaСовместная экономика, NiaЦель, KuumbaТворческий потенциал и ImaniВера. Официальные цвета праздника — черный (символизирующий Африкку), зеленый (урожай и жизнь) и красный (кровь, борьба за свободу). Роль новогодней елки на этом празднике играют африканские статуэтки, корзины, ковры и предметы одежды, картины и т.д. На Кванзу положено дарить книги и предметы африканской культуры. Маулана Каренга также настаивает, чтобы празднование сопровождалось медитациями и размышлениями о судьбах африканцев. Каждый человек, отмечающий Кванзу, должен к концу празднования стать более моральной личностью.

Чернокожие жители США создали не только «свой» новогодний праздник, но и свой язык «Эбоникс»Ebonics. Это сленг или диалект, созданный чернокожими американцами на основе английского языка, хотя многие апологеты афроамериканской культуры настаивают, что он является отдельным и самостоятельным языком (разницу в грамматике могут уловить лишь лингвисты, одно из наиболее простых отличий — английское слово «это, этот» this на эбоникс передается, как dis). Эбоникс стал широко известен благодаря музыке рэп и многим популярным музыкантам, исполнявшим песни на эбоникс, например джазмену Диззи Гиллеспи. В 1960-е годы появились первые исследования «черного английского», а в 1970-е годы лингвисты создали грамматику этого диалекта и предложили термин «эбоникс» (от слова ebony — «эбеновое, черное дерево»). В ряде американских школ эбоникс является языком преподавания или изучается в качестве отдельного предмета. Кафедры по изучению эбоникс существуют в ряде университетов. Кроме того издаются журналы и книги на эбоникс. 31 Декабря 2003 Washington Profile

Washington Profile

*