Причудливые «глобусы» XXI века
В Вашингтоне проходит Шекспировский фестиваль с участием более чем ста творческих коллективов из многих стран мира. В рамках его мероприятий в столичном Национальном музее градостроительства и архитектуры открыта экспозиция «Обновленный «Глобус» — шекспировский театр XXI века».
Но прежде чем приступить к рассказу о выставке мне хочется дать слово заместителю директора музея Мартину Моллеру и попросить его представить свое учреждение:
«Наш музей целиком посвящен архитектуре, проектированию, строительству и городскому планированию. Его здание – уникально. Оно было построено в 1888 году для государственных учреждений, но век спустя подверглось кардинальной перестройке под музей. Просторный двусветный холл в центральной части, украшенный классическими колоннами высотой более 25 метров, выглядит парадно. Неслучайно здесь часто проходят торжества. Выставочные залы располагаются вдоль второго этажа. По площади наш музей — самый большой в Вашингтоне».
Национальный музей архитектуры |
В эти дни сюда приходят любители Шекспира. Репродукции, карты, эскизы и диаграммы рассказывают о театральной жизни Англии XVI-XVII столетий. Построенный в 1599 году «Глобус» был одним из первых публичных театров за пределами Лондона. Он обессмертил свое имя благодаря пьесам Шекспира. Но театров шекспировского времени было множество – на выставке можно видеть не только их изображения и модели, но и в компьютерных анимациях.
По соседству представлены проекты современных вариантов «Глобуса», осуществленные архитекторами разных стран. Ледяной «Глобус» был построен в Швеции в 2003 году, А строительство «Глобуса» в Нью-Йорке, который ведет фирма «Фостер энд партнерс», завершится в 2012 году. Но экспозиция не ограничивается архитектурыми проектами, сообщил Мартин Моллер:
«Мы пригласили участвовать в выставке способных дизайнеров и архитекторов, предложив им разработать варианты шекспировских театров XXI века. Следуя традициям «Глобуса», они представили интересные разработки. Так, молодой дизайнер из Калифорнии Майкл Саи использовал систему сенсоных датчиков. Во время спектаклей они следят за движениями актеров на сцене и записывают их в трехмерном изображении. Кадры этих записей мы скачали в компьютерную программу, и в итоге получили зримые изображения движений, чувств и эмоций персонажей».
Полвека назад Джозеф Рапп основал в Нью-Йорке Шекспировский фестиваль с целью сделать доступным произведения великого автора для всех жителей города. Ту же цель преследует и проект 750-местного театра компании «Харди», предназначенный для площади Таймс-сквер. Еще один вариант театра совсем причудливый — это плавучий зал, который буксиры могут легко пришвартовать к любому из пяти районов Нью-Йорка.
Мартин Моллер продолжает представлять экспонаты выставки: «Комапния «Роквилл», отвергнув классические законы театральной архитектуры, предложила очень красивый, светопроницаемый театр. У него, как и у первоначального шекспировского «Глобуса», нет крыши, он вписан в ландшафт. У этого театра — прозрачные стены. Конструкция легко разбирается и складывается по частям. Ее можно использовать и для проведения концертов, фестивалей, например, в Центральном парке Нью-Йорка или на эспланаде перед Капитолием в Вашингтоне».
Памятуя о том, что шекспировскому театру XVII века приходилось много разъезжать, компания «Офис мобил» спроектировала театр на колесах. Полностью оборудованная универсально сборная машина шириной 4 и длиной 17 метров быстро превращается в сцену. Шесть надувных помещений вдоль кузова грузовика предназначены для раздевалок, продюсерского офиса, билетной кассы и ночевки актеров. В машина есть умывальники, душевые. Энергоблок размещен на крыше. Мобильный театр оснащен тремя большими экранами, которые используют для рекламы представлений.
«Может ли театр быть средством современной коммуникации? – задает вопрос г-н Моллер и отвечает. — Проект архитектора Джона Коина дает на это положительный ответ. Его замысел — объединить при помощи современных средств электроники несколько театров мира с тем, чтобы актеры одновременно играли разные роли одного представления на расстоянии и вели диалог при помощи мониторов. Связью обеспечат и зрителей. Таким образом аудитория в Москве сможет видеть, как реагируют на действие зрители Лондона. Это позволит развивать культурный обмен».
Уже известно, что два из представленных на вашингтонской выставке проекта обретут жизнь, а это значит, что число шекспировских театров XXI века в Америке возрастет.
Нана Кемп
08.03.2007
Сообщает www.voanews.com
***