Предстоящие в ближайшее воскресенье выборы в региональные органы законодательной власти заметно усилили политические баталии на телевидении и радио. А на улицах города, несмотря на мороз, «мальчики и девочки» в спецодежде продолжают выдавать прохожим депутатскую «наглядную агитацию» и старательно заклеивают партийными листовками агитки противников. Итак, час выбора близок, готовы ли избиратели выразить свое мнение?

Обозреватель Медиа группы «Ваш выбор» Александр Петровский провел выборочный опрос жителей Самары о готовности участвовать в выборах.

Вместо предисловия

Содержательная часть нынешних партийный кампаний, по большому счету, мало чем отличается от прошлых выборов. Одни берут исключительно харизмой, другие активно эксплуатируют социальную тематику и апеллируют с ней к избирателю, в первую очередь к самой организованной части электората — пенсионерам. Третьи, забыв о своей ориентированности в первую очередь на предпринимательскую среду и бизнес-структуры, резко «повернулись передом» к социально незащищенным гражданам с их конкретными бедами и проблемами. А четвертые так уверены в благоприятном для себя исходе выборов, что лишь имитирует бурную деятельность и «берут» избирателя яркостью полиграфии.

Кому отдадут свои голоса избиратели, мы скоро узнаем. Сегодня — вопрос: «Придут ли они на выборы?».

«На то — моя воля!»

Справка: Вотум (от лат.Votum — желание, воля) — мнение или постановление, выраженное или принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения.

Владимир, 56 лет, инженер:

— На выборы пойду. Почему же нет? Примерное представление о раскладе политических сил у меня имеется. Получается, что в основном образованные и политически грамотные люди сейчас в партии власти, которая представляет интересы бюрократии и бизнеса. У левых партий, которые, по идее, должны быть оппозицией и выражать интересы народа, как-то туговато с лидерами. А в политике, как на сцене: нет личности — нет и успеха.

Елена, 20 лет, студентка:

— На выборы, скорее всего, не пойду. Понятно, что у всех, кто претендует на места в парламенте, есть свои легенды, но я не очень им доверяю. С предвыборными программами не знакома. Честно говоря, и не очень хочется.

Александр, 18 лет, продавец:

— Пойду, ибо в первый раз. Но, к сожалению, пока это единственная причина.

Алексей, 33 года, менеджер:

-Нет, не пойду. У нас в стране дурацкие выборы. И я не хочу в этом участвовать.

Ирина, 47 лет, преподаватель:

— Пойду, потому что чувство ответственности давит моё горло (шучу). На самом деле, это интересно, тут есть некая иллюзия причастности тебя к тому, что происходит вокруг, тем более что политика — увлекательное дело. Потом ведь с замиранием сердца ждать результатов голосования… Но все будет зависеть от того, какие будут кандидаты, возможно, что не окажется ни одного привлекательного для меня и тогда, я не пойду голосовать.

Сергей, 60 лет, сторож:

— Нет, бесполезное это дело, все равно в стране ничего не изменится. Я люблю свою Родину, а государство – это, к сожалению, совсем другое дело. Не люблю я его.

Денис, 29 лет, шофер:

— Пойду! Во-первых, потому что я националист. Во-вторых, если у меня есть право голоса, я считаю, что это моя прямая обязанность – им воспользоваться.

Екатерина, 25 лет, юрист:

— Наверное, пойду. Правда, смысла особо не вижу. Почему? Так потому что я, например, точно знаю, что в основном придут люди преклонного возраста, которые любят КПРФ и что-то типа того. Так что один мой голос против голосов двух бабушек… А еще против тех, кому в 1993 было в районе 30.

Анастасия, 73 года, пенсионер:

— Выборы? Вряд ли… Я не знаю ни кандидатов, ни их программ. Даже если знала бы — что от меня зависит-то? Хотя, тогда, может, пошла бы…

Максим, 30 лет, системный администратор:

— Наверное. Почему? Да потому что народ должен сам выбирать власть.

Вместо послесловия

Похоже, более позитивная оценка участия в выборах у городской молодежи. И связана она с тем, что молодые самарцы значительно выше самарцев в среднем оценивают свою способность влиять на происходящее в губернии.

Однако – в целом – опрошенные чувствуют себя значительно отчужденными от власти, а потому скорее равнодушны к ее действиям. Так к решениям, принимаемым «наверху», заинтересованно относится лишь треть опрошенных, и чуть больше, процентов сорок, считают, что эти решения серьезно влияют на их жизнь. При этом женская часть опрошенных чаще, чем мужская, предполагает голосовать, тогда как молодые мужчины чаще уверены в том, что проголосуют. Основные же формы, в которых выражается внимание горожан к политике, — формы пассивные: лицезрение политической жизни, как она представлена в масс-медиа, и обсуждение увиденного с друзьями и близкими.

*