Приколы нашего городка. Чем удивляют мир российские региональные властители
Инициатива ульяновского губернатора Сергея Морозова о проведении экзамена по русскому языку для чиновников прославила ее автора не меньше, чем прославляют иных региональных политиков громкие программы и проекты. Нестандартное решение, нестандартный ход становятся все более популярны в среде политиков и чиновников.
Что за этим? Желание прославиться любой ценой? Простое чудачество сродни шукшинскому? Попытка повернуть ситуацию к лучшему и найти поддержку у народа? Чем удивляют мир российские региональные властители и зачем они его этим удивляют — об этом рассказывают корреспонденты «РГ».
Владивосток: война с газетным киоском
Самый главный «прикол» губернатора Приморского края Сергея Дарькина — запрет на существование в здании администрации газетного киоска. А на входе в здание администрации кроме живых вахтеров и двух металлоискателей стоит еще система Hand key: войти можно, только предъявив считывающему устройству компьютера руку. Биометрическая система безопасности считывает индивидуальные характеристики руки человека и дает или не дает зеленый свет. Журналисты шутят, что теперь «у каждого есть своя рука в Белом доме». Однако «руки» прессы вскоре были стерты, теперь компьютер пропускает только особо доверенных журналистов, остальные проходят в здание по разовым пропускам, которые нужно заказывать за сутки до намеченной встречи.
Южно-Сахалинск: утро всем начинать с гимна
Мэр Южно-Сахалинска Андрей Лобкин решил, что каждое утро лучше начинать с гимна, и он должен звучать на совещаниях и коллегиях в мэрии, в муниципальных учреждениях и даже в детских садах. Когда в детском саду «Аленький цветочек» ждали в гости мэра, выучили один куплет гимна, оформив музыкальный зал макетом области, гербами, снимками президента, губернатора, мэра, краеведческой выставкой (кусок угля, колба с нефтью, книги местных писателей и поэтов) и надувными шарами под потолком цветов российского триколора. Исполнившие гимн дети получили от растроганного мэра подарки — игрушки, сладости, коллекцию дисков, DVD-проигрыватель, телевизор… Незадолго до этого в садике украли подобную аппаратуру, взломав прогнившие окна и двери, садик не ремонтировался сорок лет. Но попросить о ремонте, спев гимн, в детсаду не решились.
Калиниград: памятник челнокам и шпротам
Георгий Боос начал свое правление с песен под гитару на инаугурации и не отказывается спеть на публичных мероприятиях по сию пору. Не скрывает своих байкерских пристрастий, а в первое время начинал рабочий день с купания в холодной Балтике, на берегу которой в курортном городе Светлогорске жил до того, как перебрался в Калининград. Первые инициативы Бооса — вдвое уменьшить число чиновников областного правительства и на столько же поднять зарплату оставшимся, отменить доплаты к пенсии бывшим госчиновникам — вызвали народное одобрение. Как и обещание губернатора штрафовать волокитчиков, тормозящих работу с бумагами. Сотрудникам правительства пообещали лишение 5 процентов зарплаты за каждое нарушение сроков рассмотрения бумаг. Говорят, вскоре двух министров даже оштрафовали на шесть тысяч рублей. Волокиты поубавилось.
Бывший вице-губернатор Олег Шлык, будучи главой администрации приграничного Багратионовского района области, собрался поставить первый в стране памятник «челноку». Уже и проект был готов, но монумент труженику с баулами почему-то так и не появился. Но, может быть, появится памятник консервной банке с балтийскими шпротами. Его все тот же Олег Шлык, который теперь занимает пост главы другого города области — Мамоново, собирается воздвигнуть в честь продукции местного рыбоконсервного комбината.
Архангельск: снежный ангел напротив мэрии
Мэр Архангельска 35-летний Александр Донской иногда выступает в роли ведущего на городских праздниках. Горожане видят градоначальника на сцене в модных джинсах, рубашке с жабо, с громкоговорителем в руках, в который он, как заправская звезда шоу-бизнеса, кричит: «Архангелогородцы! Привет! Я не вижу ваших рук! Посмотрите друг на друга, поцелуйтесь!»
В городе прошел конкурс, в котором каждый житель города мог сделать своего снеговика — снеговика- мексиканца, снеговика с мобильником, снеговика-ковбоя. Начальникам местных учреждений, школ, больниц было дано задание ставить снеговиков возле офисов и зданий. По замыслу Донского, Архангельск должен был войти в Книгу рекордов Гиннесса по количеству снежных фигур на улицах.
А накануне последнего Нового года возле мэрии появилось огромное деревянное сооружение. Предполагалось, что конструкцию высотой с пятиэтажный дом облепят снегом, и получится огромный снежный ангел, но зима оказалась малоснежной, и затею пришлось отменить. А конструкция возбудила воображение местного чудака, разгуливающего по городу в рубище: он соорудил крылья, прикрепил их к своей одежде, забрался наверх и стал кричать, что собирается стать кандидатом в президенты России и что все женщины, которые хотят иметь детей, могут обратиться к нему. Новоявленного ангела забрали в психиатрическую клинику, но у него нашлись последователи — желающие покричать о своих идеях. Но деревянная конструкция оказалась не надежной с точки зрения безопасности, и пришлось ее в срочном порядке разобрать.
Самара и Саратов: как одеться на встречу с чиновником
В здании правительства Самарской области какое-то время назад милиционеры вручали всем входящим короткую записку: «Уважаемый посетитель! Доводим до вашего сведения, что с 21 сентября 2006 года вход в здание правительства будет разрешен только в одежде, соответствующей классическому деловому стилю. Лица в джинсовой, спортивной, вызывающей, легкомысленной, обтягивающей одежде допускаться не будут».
Этот сокращенный вариант «одежной» инструкции подписал руководитель департамента управления делами губернатора и правительства Самарской области Олег Фурсов. Против дресс-кода выступили местные журналисты, посчитав это ограничением к доступу информации. СМИ поддержала областная прокуратура, усмотревшая в нововведении «ограничение свободы доступа граждан к органам государственной власти». Но разработчики инструкции стоят на своем.
В этом деле Самара не одинока. В недрах правительства Саратовской области, которым руководил губернатор Дмитрий Аяцков, родился документ «Рекомендации по внешнему виду сотрудников госучреждения», предписывающий чиновникам одеваться в однотонные костюмы серого, синего или бежевого цветов, и при этом к каждому костюму иметь минимум три рубашки, непременно белые. Красные, желтые и зеленые цвета объявлялись вне закона, к ним приравнивались такие детали, как погончики или клапаны на карманах. Ботинки должны были быть с кожаной подошвой и каблуком. Женщинам не рекомендовалось носить открытые, прозрачные и облегающие наряды (в том числе джинсы), короткие юбки, ажурные колготки и дорогие украшения.
Дмитрий Аяцков, в прошлом один из самых колоритных губернаторов, прокомментировал «РГ» свое решение о подобающей одежде:
— Что дамам якобы запрещали носить брюки — глупость. Хотя мы-то с вами знаем, что далеко не каждой это идет. Как и мини-юбки, кстати.
Аяцков по-прежнему убежден в правильности этого начинания: «А вы знаете, что во многих странах такие решения принимаются на государственном уровне? Я вот был на экономическом форуме в Лондоне, так там все расписано в деталях: в какой день и час в чем приходить».
Тамбов: все на борьбу с одуванчиками
Вице-губернатор Василий Ключенок, как-то по весне наблюдая «непорядок» на газонах вокруг тамбовского Белого дома, распорядился, чтобы женский состав аппарата администрации явился в назначенный день к 8 утра в рабочей одежде для уничтожения одуванчиков. В знак протеста один из начальников структурного подразделения заявил, что будет дергать одуванчики лично. Его поддержали, и к концу рабочего дня приказ был отменен.
По инициативе того же Василия Ключенка в администрации области однажды объявили тотальный запрет на курение даже в специально отведенных для этого местах. Ответственность за исполнение запрета вице-губернатор возложил на уборщиц.
Пик борьбы за здоровый образ жизни совпал с проведением в Тамбове кинофестиваля «Золотой Витязь», на который собрались звезды мирового экрана — от Валерия Золотухина до Барбары Брыльской. После закрытия фестиваля губернатор устроил в администрации роскошный фуршет. В самый разгар гуляний Барбара Брыльска вышла в коридор покурить, где на свою беду столкнулась с уборщицей со шваброй.
Ростов: сорвал 1000 объявлений — получи фотоаппарат
Чтобы убрать с городских заборов и столбов расклеенные там объявления, сотрудники управления наружной рекламы ростовской администрации придумали нестандартный подход: за тысячу сорванных на улице объявлений давать фотоаппарат или какой-либо другой приз. Рекламы стало гораздо меньше. А в городе Азове Ростовской области местным таксистам предписано иметь опрятный внешний вид, не курить в машине и не использовать в присутствии клиентов нецензурную лексику. Тем, кто исправился, дают аккредитацию при мэрии и разрешают пользоваться специальными стоянками.
Пермь: геи платят больше
Бывший вице-мэр Перми Валерий Стариков, курировавший городской департамент по культуре и массовым коммуникациям, намеревался поднять для артистов нетрадиционной сексуальной ориентации ставки на аренду концертного зала муниципального Дворца культуры имени Солдатова — одной из главных концертных площадок города. Тогда в Перми разгорелся крупный скандал, повредивший карьере вице-мэра. Соответствующий законопроект экс-чиновник не успел внести на рассмотрение гордумы — в Перми сменился мэр и вся его команда.
Екатеринбург: чиновникам — блюда народов мира
В столовой уральского Белого дома, где располагается правительство и Заксобрание Свердловской области, решили разнообразить меню блюдами народов мира. Чиновники и депутаты уже отведали яства итальянской, узбекской, украинской кухни, национальные кушанья народов России. Недавно была объявлена неделя французской кухни: посетителей потчевали нормандским супом и филе из морского черта, блюда пошли на «ура». От устриц и лягушек отказались из-за калорийности. При этом цены в меню были привлекательно скромными.
Владимир: чиновников — в дворники
Владимирский мэр Александр Рыбаков сразу после победы на мэрских выборах выгнал всех городских чиновников на улицы с метлами и лопатами вместо дворников. Некоторые «белые воротнички» поработали на городских улицах почти два месяца.
Ярославль: шпагу — на общее благо
Ярославский губернатор Анатолий Лисицын в июне прошлого года продал старинную шпагу из своей личной коллекции, а на вырученные деньги благоустроил дворик, на который выходят окна его дома. Он также призвал состоятельных сограждан пожертвовать предметами избыточной роскоши ради благоустройства любимого города.
Ульяновск: завалил экзамен — лишился работы
Самой известной нестандартной инициативой главы Ульяновской области Сергея Морозова стал тест на знание русского языка для чиновников и возвращение из небытия буквы «ё» — в области она удостоилась памятника и введения в официальный документооборот. Букву «ё» воскресили в память о ее создателе, земляке ульяновцев Николае Карамзине, а необходимость проверки знаний русского языка для всех госслужащих губернатор объяснил тем, что нормальный чиновник должен уметь говорить и писать правильно. Результаты теста таковы: сам губернатор Сергей Морозов, мэр Ульяновска Сергей Ермаков и 87 чиновников мэрии и районных администраций Ульяновска (это более 70 процентов) сдали его на пять баллов. Из 455 областных чиновников неудовлетворительные оценки получили 3,7 процента, у 39 процентов «тройки», у 36,5 — «четверки», 20,7 — получили оценку «отлично». Тем, кто «завалил» тест, предстоит пересдача. А Сергей Морозов обещает экзамен на знание истории родного края и тест на компьютерную грамотность.
Иваново: научить чиновников грамоте
Задолго до губернатора Ульяновской области за обучение подчиненных русскому языку взялся тогдашний глава Ивановского региона Владимир Тихонов. Вдоволь наглядевшись на ошибки в официальных документах, он однажды не выдержал — бросил очередной опус с «двойками» в сторону неуча и распорядился составить с помощью преподавателей филфака справочник, в котором разбирались наиболее часто встречающиеся ошибки и даны недостающие знания нерадивым чиновникам. Получился трехтомник, ставший настольной книгой.
Дата публикации 9 марта 2007 г.
Подробнее: «Российская газета«
*