К 8 марта россиян помимо праздника ожидает ставшее уже традицией повышение цен на цветы. Каждый праздник цены взлетают, подвыпившие покупатели забывают взять сдачу, а весь брак уходит на ура. Продавщица цветов 8 марта, помимо зарплаты, может заработать на приличную шубку. Арифметика проста: один проданный цветок должен окупать пять непроданных, поэтому наценка в 200–300% к оптовой цене в столичных магазинах считается минимальной, пишет www.newsru.com со ссылкой на «Собеседник».

В праздничный день даже самый непрезентабельный товар идет в ход: пожухлые лепестки, под которыми спрятаны вполне свежие, обрезаются, а надломанный стебель продавец замотает красивой ленточкой. У продавцов много рецептов для реанимации мертвых цветов. Например, их красят с помощью чернил, делают искусственную росу, брызгают специальным лаком. Хотя главная прибыль цветочного бизнеса — бешеные накрутки.

Даже на оптовом рынке, предпоследнем этапе на пути товара к потребителю, цены на треть, а то и вполовину ниже. Сколько же эти цветочки стоят изначально? Продавцы страхуют себя от плохих продаж или непредвиденных ситуаций. Однако выбор не очень-то велик.

Обычно перед праздниками поставщики цветов создают несколько фирм-однодневок на разные фамилии. Через них завозятся крупные партии цветов, а потом эти фирмы бесследно исчезают. Серые схемы давно отработаны. Нелегалы при прохождении таможни занижают количество ввозимых цветов, их стоимость. Благо, что в последнее время в Голландии, где закупается до 75% всех цветов, реализуемых в российских магазинах, очень вольно обходятся с оформлением сертификатов поставки.

Есть еще один трюк. Заграничные цветы декларируются в таможенных документах как газонная травка или зелень, затем оплачиваются все таможенные платежи, мизерные для такого товара, после чего прибыль значительно увеличивается. Иногда действительно цветы прикрывают зеленью, иногда пытаются найти другие способы убедить таможню. Как рассказал Сергей Зотов, сотрудник Главного управления по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы РФ, задержания таких хитрецов происходят почти ежедневно.

Из первоцветов в Москву чаще всего привозят подснежники, цикламен колхидский и фиалку, морозник кавказский и некоторые другие виды. Эти цветы растут в Краснодарском крае, в Крыму и в Абхазии. Больше нигде в мире эти цветы в дикой природе не встречаются.

Ежегодно в марте начинается масштабная операция «Первоцвет». В нынешнем году пока поймали лишь пару старушек и одного кавказца, пытавшегося выдать кавказскую иглицу за израильскую.

«Цветы на Кавказе и в Крыму просто косят, срывая дерн. Потом продают за копейки. Но прибыль получается бешеная, – рассказал юрис­консульт управления по борьбе с правонарушениями в области окружающей среды ГУВД Москвы Константин Медведев. – Продавцам за продажу грозит штраф от 1000 рублей до 2000, для бабушек-пенсионерок это весьма ощутимая сумма. А юридическим лицам и вовсе за продажу первоцветов придется выплатить штраф до 500 тысяч рублей. И это без возмещения ущерба».

Можно, правда, купить не попавшую пока в Красную книгу мимозу. В Москве к празднику веточку этого желтенького цветка продают по 100 рублей. Главный поставщик – Абхазия. На границе веточка так называемой мимозы, которая на самом деле акация, стоит 3 рубля. Через таможню за сутки проходит чуть больше 20 тысяч человек, которые в среднем перевозят до 110 тонн мимозы. По приблизительным подсчетам, перекупщики и продавцы зарабатывают в праздники около 2 млрд рублей. Соблазн велик, но раз органы уже в курсе колоссальных оборотов цветочников, точно скоро начнут ловить и наказывать.

*