Глава «Роснедр» Анатолий Ледовских: «Нефти нам хватит еще примерно на 50 лет, газа — на 100».

Хотя президент недавно и поставил перед правительством задачу по переходу экономики на инновационный путь развития, природные богатства родного Отечества еще долго будут оставаться главным достоянием и основой промышленности России. Руководитель Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских рассказал Московскому Комсомольцу о том, на что россияне могут рассчитывать.

— Анатолий Алексеевич, на сколько лет хватит России нефти и газа?

— Нефти нам хватит еще примерно на 50 лет, газа — на 100. Но при этом необходимо учитывать, что в общую цифру входят сложные для освоения запасы, которые не всегда рентабельны при существующих экономических условиях. Если цены на нефть и газ продолжат расти и будут вводиться новые технологии, извлечение таких запасов окажется рентабельным. Значит, и разрабатываться они будут дольше. Кроме того, следует учитывать, что каждый год открываются новые месторождения и величина запасов нефти и газа растет. Как правило, они находятся в районах с неразвитой инфраструктурой, поэтому эти запасы можно включать в общий счет только после того, как будут решены вопросы транспортировки.

— Есть ли на территории страны белые пятна, где еще не ступала нога геолога?

— Совершенно не изученных территорий в России уже нет. Другое дело, что степень геологической изученности в разных регионах неравномерна и не всегда достаточна. Так что направлений для поиска у нас много, и геологов, без сомнения, ждут новые открытия. Особый интерес представляет шельф нашей страны. Он самый большой в мире по площади — около 6,2 млн. кв. км. А его ресурсный потенциал оценивается в 100—136 млрд. тонн условного топлива. Это гигантская цифра — примерно 25% общемировых ресурсов. Кроме того, есть белые пятна и на изученных территориях — север и северо-запад Прикаспийской впадины, Предуральский прогиб, Северный Кавказ. Для более полного представления о белых пятнах добавлю, что общая площадь Российской Федерации без континентального шельфа — более 17 миллионов квадратных километров. И из них практически пятая часть относится к белым пятнам — территориям, где никогда не проводились среднемасштабные геологические съемки.

— Каково нынешнее состояние геологоразведки в России? Есть ли здесь перелом или мы продолжаем эксплуатировать запасы, разведанные в СССР?

— Последние 15 лет в России с этим вопросом практически по всем видам полезных ископаемых было очень сложно. Серьезные изменения начались только в последние два-три года. Кардинальным образом изменилось финансирование геологоразведочных работ из федерального бюджета — с 6,7 млрд. рублей в 2003 году до 16,4 млрд. в 2006-м. Более того, частные компании проявляют все больший интерес к вложению средств в геологоразведку. Объем таких инвестиций в 2006 году превысил 86 млрд. рублей, что в два раза выше уровня 2003 года. В три с лишним раза выросло количество аукционов на право пользования недрами. Так что поводов для оптимизма у нас пока хватает.

***