Расплата за футбол. Чемпионат России в полном объеме можно будет увидеть только по спутниковому коммерческому каналу
Вчера был заключен договор между Российской футбольной премьер-лигой (РФПЛ) и коммерческим телеканалом НТВ-Плюс, согласно которому эта компания приобрела исключительные права на освещение матчей элитного дивизиона чемпионата России. Показ игр будет осуществляться на канале «Наш футбол». Контракт подписан сроком на четыре года, а сумма сделки составила 100 млн. долларов (25 млн. за сезон). На общедоступном канале зрители смогут увидеть всего 30 матчей за сезон (по одному в каждом туре).
Теперь большинство российских любителей футбола смогут увидеть на ТВ исключительно матчи уровня ЦСКА — «Спартак» (Москва). Остальные игры останутся для них за кадром.
Фото: СПОРТ-ЭКСПРЕСС |
За услуги сотовых операторов платят, за Интернет тоже, теперь надо платить за футбол. Примерно так высказался по поводу сделки РФПЛ со спутниковым каналом гендиректор ФК «Москва» Юрий Белоус. По мнению президента лиги Михаила Воронцова, коммерческое телевидение «будет создавать новый имидж телетрансляций, соответствующий мировым стандартам». Видимо, теперь планируется передавать «картинку» из Владивостока, Перми, Казани идеального качества и не меньше, чем с двадцати камер. Настроение у руководителей клубов премьер-лиги, во всяком случае большинства из них, отличное. Еще бы – 100 миллионов получить за такой футбол.
Глава самарских «Крыльев Советов» Александр Барановский был обеспокоен только тем, хватит ли у энтэвэшников «тарелок» на всех желающих. По данным официального сайта телеканала на декабрь прошлого года, услугами НТВ-Плюс пользовались чуть более 500 тыс. человек. Сейчас, по словам гендиректора телекомпании Дмитрия Самохина, аудитория составляет уже 1,6 млн. человек (неплохой рост). В срочном порядке там готовы продать и установить еще 20 тыс. «тарелок». Обещают, что в Москве футбол смогут смотреть еще 3 млн. абонентов кабельных каналов, причем для этого не нужно будет приобретать спецоборудование («тарелки» и прочую технику). Кроме того, региональные телеканалы получат право показывать все домашние и выездные матчи своих команд. Короче, зритель будет, не сомневаются участники сделки.
На официальном сайте НТВ-Плюс утверждают, что канал «Наш футбол» можно будет смотреть всего за 299 рублей в месяц. Правда, первоначальный платеж составляет 3 тыс. рублей. Еще 4 450 тыс. рублей надо истратить на оборудование (его можно приобрести в рассрочку). С одной стороны, на спутниковом канале заявляют, что условия подключения дешевле, чем билет на футбол, или подписка на ежедневное спортивное издание. С другой стороны, сами телевизионщики подчеркивают, что правила игры, то есть размер цен, может измениться уже в ближайшем будущем. «Телекомпания оставляет за собой право изменить или отозвать вышеизложенные сведения», – официальная формулировка. Проще говоря, любители футбола могут столкнуться с тем, что придется выкладывать из кошелька на порядок больше. Не оговаривается или умалчивается и тот факт, что вещание спутникового канала пока не охватывает всю территорию страны (в частности, Дальний Восток), а зачастую установить «тарелку» невозможно по иным причинам. Например, в столице «тарелка», установленная на первых этажах высотных домов, не ловит сигналы. И если человек даже имеет деньги, он не в состоянии стать пользователем платного канала.
По общедоступному каналу РТР-Спорт футбол мы не увидим вовсе. Руководители клубов посчитали его предложение «некорректным». По некоторым данным, федеральные телевизионщики готовы были заплатить лишь 5 млн. долларов за трансляции. В то же время договор с Первым каналом, предполагающий показ центрального матча тура, РФПЛ пролонгировала.
Конечно, для клубов предложение НТВ-Плюс является очень выгодным. Скажем, в минувшем году удалось выручить от продажи телевизионных прав всего 13 млн. долларов (по поводу еще 5 млн. РФПЛ судится с компанией «Федком», которая являлась посредником между телевидением и командами премьер-лиги). Вот только есть серьезная опасность, что, заработав деньги, клубы потеряют нечто большее – болельщиков. Наш футбол и так пока еще не является качественным продуктом, о чем свидетельствуют хотя бы результаты бесславных весенних выступлений в Кубке УЕФА московского «Спартака» и ЦСКА. Да и прошлогодний скандал вокруг так называемых странных матчей в российском чемпионате не добавил ему привлекательности с точки зрения потребителя. Руководители клубов считают, что как только футбол станет «невидимым», народ потянется на стадионы. Но ведь и наши арены – в большинстве своем неуютные и несовременные – явно не привлекают любителей игры, особенно ранней весной и поздней осенью. А еще возникает вопрос, как стыкуется политика РФПЛ с пресловутой «Стратегией развития футбола», которую недавно принимали в РФС. Согласно этому документу в ближайшие годы планируется резко увеличить количество мальчишек, занимающихся футболом. Но что их подтолкнет к такому шагу, если многие матчи чемпионата страны для большинства из них будут просто недоступны? Ведь телевизионная «тарелочка» для их родителей не такое уж дешевое удовольствие, да и далеко не все регионы имеют свое представительство в премьер-лиге (а значит, тоже не смогут показывать бесплатный футбол).
***