Российским ученым уже сейчас по силам создавать биогибриды людей с животными и даже растениями.

Правительство Великобритании, как сообщают западные СМИ, разрешило скрещивание животных и людей на эмбриональном уровне. По данным газеты «The Thimes», ученые, наконец, убедили власти в том, что запрет отрицательно скажется на развитии исследований новых методов лечения. Для российских генетиков, впрочем, эта новость сенсацией не стала, так как они работают в этой области достаточно давно и даже добились определенных успехов. Существуют, например, даже такие экзотические гибриды, как «человек-комар» или «человек-морковь». Над проблемой клеточных технологий в стране работают несколько десятков научных институтов — в Москве, Красноярске, Уфе, Обнинске, Новосибирске, Санкт-Петербурге и других городах. Страна.Ru попросила заведующего кафедрой общей медицинской генетики Российского государственного медицинского университета профессора Владимира Ситникова рассказать, как сейчас обстоит дело в области скрещивания эмбрионов животных и людей.

— Владимир Федорович, как вы относитесь к тому, что правительство Великобритании разрешило на законодательном уровне проводить такие эксперименты?

— Никакой сенсационности для нас в этой новости нет. Аналогичные работы проводятся в России довольно давно. Когда я говорю давно, то подразумеваю, что для генетики открытия, сделанные, например, 50 лет назад, — это каменный век.

Для задач генетики метод гибридизации — его надо грамотно называть, — соматических клеток, принадлежащих к различным, даже отдаленным видам, проводится достаточно давно и сыграл исключительно важную роль в определении локализации различных генетических локусов, ответственных за те или иные функции. Это относится к разделу генетики соматических клеток. Наиболее излюбленным объектом является получение гибридов между человеком и мышью, человеком и золотистым хомячком. Такие клетки получаются путем слияния ядер соматических клеток различных видов, и затем они начинают делиться. При делении происходит как бы выбрасывание хромосом либо одного вида, либо другого вида. Скажем, применительно к гибридам человека-мыши выбрасываются хромосомы человека. На каждое деление — по одной хромосоме. А в культуре, в которой эти клетки размножаются, соответственно определяется, какой субстрат не стал, допустим, синтезироваться или метаболизироваться. Тем самым, на начальных этапах решился такой очень важный вопрос о том, какие функциональные свойства имеют отдельные хромосомы.

-Возможно ли, в результате таких экспериментов вырастить в теле той же мыши или золотистого хомячка, например, печень, которую впоследствии пересадят человеку?

-Да, это возможно, и на нашей кафедре есть специалист, это Александр Кузнецов, который проводил лечение клетками человека, пересаженными больной мыши. Мышь, являясь экспериментальной моделью, имела очень тяжелое наследственное заболевание человека, мышечную дистрофию Дюшенна. Дело в том, что стволовые клетки обладают рядом удивительных свойств. Они менее иммуногенны, чем взрослые соматические клетки, т.е. они меньше отторгаются. Нам удалось показать, что, по крайней мере, в течение примерно полугода при такой гетеротрансплантации — или ее называют ксенотрансплантация, — между такими далеко отстоящими друг от друга видами эти процессы могут проходить, и в будущем перспективны для лечения некоторых видов патологии. Я уже не говорю о том, что получены такие экзотические гибриды как человек — комар, человек — табак, человек — морковь.

— И все-таки, возможно ли в результате опытов по скрещиванию эмбрионов появление мифических минотавров или кентавров?

— На самом деле и это уже пройденный этап. Химерные мыши, к примеру, созданы очень давно. Если взять делящуюся яйцеклетку, она называется зигота, то можно получить животное от четырех пар родителей. Такая мышь будет иметь разные окраски, как тельняшка, например.

-Но кентавр все-таки был не в тельняшке, у этого существа были явные признаки человека и коня.

— Я вам скажу, что в принципе, конечно, это будет возможно, если, конечно, такие задачи встанут перед человечеством. Когда-то, но не сейчас. Давайте оставим пока человека в стороне и поговорим о том, что подобные опыты дают возможность в перспективе воссоздать исчезнувшие на Земле виды животных. Была такая знаменитая зебристая лошадь кваги, которая исчезла как вид, но ядерный материал был выделен из останков лошади, сходной по своим внешним признакам. Так вот, кваги восстановили! А создавать гибрид человека с каким-то животным просто нет смысла, а развлекаться на этот счет неэтично. Хотя чисто теоретически, при определенных условиях, сходства количества хромосом у человека и, допустим, у пшеницы или у ясеня, можно пытаться создавать ансамбли. Но зачем?

***