Повезло обоим. «Дело Поносова» благотворно повлияло на бизнес Microsoft
«Дело» Александра Поносова хотя и породило настоящий PR-кризис в российском Microsoft, в конечном итоге оказалось выигрышем в лотерею, билет которой компания даже не покупала.
Антипиратская политика Microsoft состоит в том, чтобы ни в коем случае не трогать государственные учреждения вообще, а образовательные — в частности и в первую очередь. Это при том, что уровень пиратства в «госухе» (так на жаргоне продавцов программного обеспечения зовется госсектор) как минимум не ниже, чем в среднем по стране. Никто не знает, например, сколько «левых» Windows и MS Office инсталлировано в Генштабе.
И тут, спасибо прокуратуре, суд над директором сельской школы. Теперь лицензии на эксплуатацию Windows продаются много лучше зимней резины. Особенно усердны в шопинге именно государственные организации: часть чиновничества, работающего на пиратском софте, похоже, напугана.
Сведения о том, что продажи Windows и MS Office пошли вверх еще круче, чем в необычайно успешном для компании 2006 году (рост доходов в Microsoft России составил 72%), поступают как от партнеров Microsoft, так и из российского представительства компании. Цифр пока нет, но нет и сомнений в том, что российское руководство Microsoft с успехом пожинает плоды работы по защите авторских прав на программное обеспечение. Чужой главным образом работы — как топорной («дело» директора Поносова), так и вполне тонкой (многолетняя деятельность отечественных софтверных компаний, прежде всего в рамках Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов).
Microsoft, конечно, тоже боролась с российскими пиратами, но наособицу. Компания инициировала уголовные дела с целью создать еще один прецедент, еще раз заставить говорить о проблеме копирайта и если не отвратить обывателя от идеи воровать программный код, то заставить граждан хотя бы допустить теоретическую возможность честно платить за операционные системы, как они платят за компьютеры. Microsoft показательно порола коллег-коммерсантов — как владельцев и руководителей компаний, так и их сисадминов. Тех, кому не будет слишком сопереживать общественное мнение. Но меркантильного интереса в подобных акциях устрашения не было никакого. Пара сотен тысяч рублей, взысканных с нечистых на руку пользователей, часто не покрывает даже гонорара адвокатов.
Теперь, когда шум вокруг «дела Поносова» спал, можно спокойнее разобраться в сути проблемы. Прежде всего не факт, что мы обязательно должны сочувствовать директору школы приуральского села Сепыч Александру Поносову. По утверждению авторитетного источника, компьютеры для своей школы г-н Поносов покупал по собственной инициативе в компании, которая принадлежит его приятелю. Каждая машина, утверждает наш источник, обошлась школе в 20 тыс. руб., а была закуплена поставщиком за 8 тыс. У прокуратуры был по крайней мере формальный резон заинтересоваться сделкой. Суд не наказал директора школы, найдя выход из положения в том, чтобы признать ущерб, причиненный правообладателю, «незначительным». Это, как и рост продаж Windows, следует счесть везением.
Весьма интересно было наблюдать в дни суда также за реакцией СМИ на происходящее: Microsoft буквально демонизировали. Чего стоит многократная публикация текста, приписываемого некоему мытищинскому блоггеру, который, сквернословя между делом, адресовал одному из руководителей Microsoft хамский пропиратский манифест. В защиту компании, которая не инициировала уголовное преследование пиратов, поставивших компьютеры сельской школе, выступили немногие. Как ни странно, лучше других разобрался в ситуации далекий от софтверного рынка Владимир Соловьев. В своей передаче на «Серебряном дожде» он прямо заявил, что выступления против Microsoft выгодны пиратам и ими же во многих случаях оплачены. Это, увы, более чем правдоподобно. Тогда же, когда нет оснований подозревать СМИ в продажности (например, в случае с «Радио Свобода», где мытищинский текст любовно отредактировали и потом прочли в эфире), следует констатировать простоту, которая, по русской пословице, хуже воровства.
«Дело Поносова» не окончено, в нем лишь наступил перерыв. 28 февраля прокуратура опротестовала постановление суда о прекращении «дела Поносова». По тому же пути пошел и сам Александр Поносов, который намерен обжаловать решение суда и добиться полного своего оправдания. Новых результатов рассмотрения дела следует ожидать в конце марта.
Об этом пишет сегодня газета «Время Новостей»
***