От кино до музыки – один джаз: проект "На десять минут старше. Вкус к настоящему"
Как только начинается импровизация, как только музыкант отходит от песенного канона и поддается желанию обратить свои впечатления от мира в более сложную форму, так тут же говорят о джазе. Джазовое мышление сегодня простирается далеко за границы, определенные во времена расцвета свингующих биг-бэндов. И все-таки нити, которые связывают джаз с родившим его рестораном (в широком, конечно, смысле), окончательно оборвать не получается. Лучший джаз по-прежнему играют не в филармониях и спортивных ангарах, а в дымных клубах, на скрипучих эстрадах с фонарями.
Самая авторитетная петербургская рок-группа 1990-х Tequilajazzz ввязалась в авантюру, связанную одновременно со второй частью своего названия и с давней любовью – кинематографом. Евгения Федорова и его коллег попросили подготовить эксклюзивный музыкальный проект к премьере в России киноальманаха «На 10 минут старше. Виолончель», который является продолжением сборника кинодесятиминуток классиков мирового кино «На 10 минут старше. Труба». Курирует экранную историю Вим Вендерс. Другие режиссеры-легенды снимают ему фильмы, ни в чем себя не ограничивая, руководствуясь лишь заданным правилами игры хронометражом.
У восьми частей «Виолончели», конечно, есть саундтрек, и преотличный. Федорову и компании здесь делать нечего. В его задачу входит после премьерных показов в кинотеатрах Москвы, Петербурга и Екатеринбурга музыкально философствовать по поводу увиденного зрителями, переместившимися для прослушивания этой части проекта в рестораны «Тинькофф».
Евгений Федоров собирал состав, больше всего походящий на джазовый бэнд. За духовые инструменты отвечают трубач «Ленинграда» Роман Парыгин, Алексей Канев из того же молодежного коллектива играет на баритон-саксофоне, оттуда же рекрутирован барабанщик Денис Купцов, еще один ударник, Сергей Егоров, работает в группе «Маркшейдер Кунст». Инструментом, заявленным в названии фильма, в проекте заведует легенда «Аквариума» Сева Гаккель. «В России много хороших виолончелистов, но культовый – один»,– говорит о нем господин Федоров. Женские вокальные партии возьмет на себя Тутта Ларсен. Мужские – лидер «Текилы».
Станет ли киномузыкальный проект «На 10 минут старше. Вкус к настоящему» просто поводом для самовыражения музыкантов, или же они попытаются как-то обозначить привязку к конкретным фильмам альманаха? Звуковым продолжением мини-фильма Бернардо Бертолуччи «История вод» станет стройная музыкальная зарисовка с конкурирующими индийскими и итальянскими мотивами. Проиллюстрировать очередное упражнение Майка Фиггиса с полиэкранами «О времени-2» может авант-джазовая пьеса с четырьмя свивающимися в одну тему инструментальными партиями. А фантастический этюд Майкла Редфорда «Ни минуты без звезд» об астронавте, вернувшемся на Землю и заставшем своего сына глубоким стариком, вполне может сподвигнуть оркестр на синтез таинственных звуков из глубин космоса. Впрочем, все может оказаться еще сложнее.
Борис Барабанов
*