Хотим, но не можем. Сборная России выступила на лыжном чемпионате мира не так, как планировала
Четыре медали – одна золотая и три серебряные – таков итог выступления россиян на завершившемся в Саппоро чемпионате мира по лыжным видам спорта. Помимо Ольги Завьяловой, завоевавшей, напомним, «золото» и «серебро» в личных гонках, свою лепту в общий результат внесли Василий Рочев и Николай Морилов в командном спринте, а также мужская эстафетная «четверка» в составе Николая Панкратова, Василия Рочева, Александра Легкова и Евгения Дементьева. Для сравнения: с прошлого мирового чемпионата Россия привезла семь наград – два «золота», два «серебра» и три «бронзы».
Василий Рочев, Евгений Дементьев, Александр Легков и Николай Панкратов (слева направо) – наша серебряная эстафета. |
Наверное, кто-то назовет японский старт для нас провальным. И будет по-своему прав. Но я бы столь жестких оценок давать не стала. Скорее так: не самый удачный, но и не самый худший (вспомним хотя бы 2003-й год, Валь-ди-Фьемме) для России чемпионат. Ну, как можно назвать его провальным, когда на нем становятся чемпионами такие спортсмены, как Ольга Завьялова (к слову, в 2003-м именно она положила в копилку сборной единственную золотую медаль)? Умение выходить из тени и становиться первым номером тогда, когда команде тяжелее всего, умение держать удары судьбы и вопреки всему идти к поставленной цели – не это ли удел великих? И то, что такой человек в российской команде в нужный момент оказался, – разве не успех? А «серебро» мужской эстафеты? Ведь по сравнению с прошлым чемпионатом, где наши гонщики показали третий результат, на одну ступеньку мы все-таки поднялись!
Твердое мужское плечо, подставленное Николаем Мориловым опытнейшему Василию Рочеву в командном спринте, – тоже, несомненно, большой успех. А мог бы дрогнуть, запаниковать вчерашний юниор, когда узнал, что именно ему предстоит заменить отстраненного из-за повышенного гемоглобина партнера Рочева – Панкратова. Запаниковать хотя бы потому, что накануне в личной спринтерской гонке Николай квалификацию не прошел, а тут… Для тех, кто забыл, напомню: исход поединка Рочева и Морилова с итальянцами Пазини и Дзордзи определил фотофиниш, и эта медаль для российской команды, пожалуй, самый большой сюрприз.
Но с другой стороны, ждали мы от этого чемпионата, конечно, большего. И это тоже нельзя не признать. Не досчитались мы медалей в женском спринте. Что в личном, что в командном. Наталья Матвеева с Евгенией Шаповаловой болельщиков здорово подвели. Почему не вмешалась в спор за медали олимпийский призер в этой дисциплине, призер прошлого мирового чемпионата Алена Сидько – тоже непонятно. Сами спортсменки жаловались на лыжи, но на деле, судя по всему, оказались просто не в форме. Физической или психологической (Шаповалова, к примеру, дебютировала на взрослом первенстве) – не важно. Важно, чтобы Татьяна Новикова и Александр Лопухов, тренеры, отвечающие в сборной за спринт, как можно быстрее разобрались в причинах неудач.
О мужском дуатлоне вспоминать не хочется. Накануне старта – сплошная нервотрепка по поводу гемоглобина, о чем «НИ» подробно писали в предыдущих номерах. А во время гонки – сплошное невезение: Илья Черноусов лыжи сломал, Сергей Ширяев – крепление, Александр Легков – упал, не без помощи конкурентов из немецкой сборной. Бывает… Спортсменов ругать не за что. А вот с гемоглобином повышенным и с так называемыми паспортами крови, при наличии которых до временных дисквалификаций дело бы в Саппоро не дошло, российским антидопинговым службам разобраться стоит. Потому что участвуй в дуатлоне Дементьев, весьма вероятно, одной медалью у нашей команды было бы больше.
В гонке на 15 км свободным стилем наши мужчины снова остались без медалей – подвела погода. И будем объективны: именно она подвела. Потому что бежать по льду или по рыхлому снегу – разница колоссальная. Правда, немец Тобиас Ангерер снегопад поборол и «бронзу» у непогоды выцарапал. За счет чего? Как он сам объяснил, за счет силы и мощи. Еще за счет того, что, попав в снежную «кашу», все равно дал команду себе – буду биться! А наши – Легков, Ширяев, Панкратов и Дементьев – в нестандартной ситуации просто оказались слабее.
Результаты женской эстафеты обескуражили. Седьмое место – самый провальный и самый горестный наш результат. Но еще печальней то, что винить в этом абсолютно некого. Потому что в эстафетную четверку, кроме Завьяловой, ставить больше некого. Наталья Баранова, Юлия Чепалова, Лариса Куркина – в декретном отпуске. У Евгении Медведевой (единственной участницы золотого олимпийского квартета-2006, приехавшей в Саппоро) – спад. То, что чуда не будет, стало ясно уже после первого этапа. И как ни старались Сидько, Завьялова, Медведева и Коростелева, выше шестого места на отдельных отрезках команду никому из них поднять не удалось. Настораживает то, что главный тренер сборной Юрий Бородавко провальным этот результат не считает. «Просто по разным причинам не в полную силу девушки пробежали». Возможно, ему видней, но без медалей в женской эстафете мы с чемпионатов мира еще ни разу не приезжали.
Как выясняется, нечего было нам ловить и в марафонах. Лучшая среди женщин на «тридцатке» из россиянок – вновь Завьялова (восьмая). У мужчин на «полтиннике» Панкратов – девятый. А дальше… Иван Алыпов – сорок второй, Сергей Новиков – сорок четвертый, Иван Бабиков – сорок восьмой. Из пятидесяти участников. При том, что всех троих целенаправленно готовили фактически под одну гонку на базе в Цахкадзоре. «Мы просто собрали спортсменов, которые более или менее владеют классическим стилем передвижения и никаких серьезных надежд на них не возлагали, – сказал Бородавко. – Хотя не исключаю, что были допущены серьезные ошибки в подготовке». Какое-то странное и невнятное объяснение.
Словом, как бурно ни вливается в сборную свежая кровь, боеспособные единицы – товар у нас в лыжах по-прежнему штучный. Да и у них, судя по всему, проблем хватает. Как заметил самый титулованный лыжник нынешней команды Дементьев, «из того, на что мы надеялись на этом чемпионате, ничего не сбылось. Вроде и готовы побеждать, но пока не можем». Пожалуй, этими словами чемпиона и серебряного призера Олимпийских игр вполне можно подвести итог японского чемпионата. Готовы, хотим, но почему-то не можем.
Кстати, вчера появилась информация, что в допинг-пробе Сергея Ширяева были найдены следы запрещенного препарата – эритропоэтина. Теперь его судьбу будет решать суд присяжных Международной лыжной федерации.
Об этом пишет сегодня газета «Новые Известия»
***