В Черном море исчезают мидии, из-за чего вода у крымского побережья становится более грязной. По мнению экологов, гибель природных биофильтров — мидий может привести к экологической катастрофе.

В первый раз резкое сокращение популяции мидий ученые заметили во время плановых исследований в 2002 году. Крымчане привыкли, что мидиями покрыт каждый камень в море. Теперь же на дне морском голые скалы, под которыми лежат груды пустых створок, выеденных рапанами.

По словам старшего научного сотрудника Карадагского заповедника Юлии Смирновой, если в 98-м году мидии заселяли 9-12 метров подводной части Золотых ворот (скала в море, «визитная карточка» Карадага), то в 2003-м моллюски остались только на шести метрах от поверхности. В 2004 году исчезло еще два метра мидий. Сейчас эти двустворчатые моллюски заселяют всего полметра Золотых ворот.

«Если в курортных местах исчезновение мидий еще можно списать на промысел многочисленных ныряльщиков, то в нашей заповедной акватории это исключено — живые мидии исчезали, а под скалами из года в год росло их кладбище», — говорит Смирнова.

В прошлом и в этом году аквалангисты стали находить немало раковин крупной рапаны — как все хищники, она приспосабливается: нет мидий — ест других моллюсков, мелких рыбок и крабов.

По словам экологов, мидии — это «легкие» Черного моря. Они прогоняют через себя мутную воду и выдают чистую. Мидии устойчивы к грязи и могут совершать свой экологический подвиг в любых условиях. Сегодня мидии и их мелкие собратья — моллюск митилястр, устрица и морской гребешок стали жертвами рапаны.

Вслед за мидиями экологи зафиксировали резкое исчезновение цистозиры — водоросли, на которой живет целое сообщество растений и животных, тоже очищающих воду.

Более того, как говорят дайверы, в последние годы море начало зарастать зелеными «болотными листьями» — под водой появились «целые поля».

«Количество зеленых водорослей резко возросло, особенно много ульвы, которая великолепно чувствует себя в воде, насыщенной органикой. Двадцать лет назад ульву можно было встретить только в местах впадения в море канализационных стоков», — подтверждает Смирнова.

Пять лет назад довольно много ульвы появилось на границах заповедника и у Золотых ворот. Прошлым летом картина усугубилась. В конце августа и в заповеднике, и в Коктебельском заливе морская вода была не зелено-синей, а молочно-голубой.

На подводных фотографиях видно, что образовалась «метель» из комочков и нитей белой слизи.

«Можно предположить, что это трупы бурно развившихся на органике бактерий. Отмирая, они сбиваются в такие вот «сопли», а фильтровать, поглощать, перерабатывать их некому — ни мидий, ни других многочисленных моллюсков на дне даже Карадагского заповедника почти не осталось. То же самое мы видим и на Тарханкуте», — заявляет Смирнова.

По словам экологов, единственное, что может спасти море сейчас — это запрет на вылов мидий и объявление охоты на рапанов. Создать благоприятные условия для развития мидий можно с помощью искусственных рифов, которых не хватает у берегов Коктебеля и рядом с Карадагом, сообщает podrobnosti.ua со ссылкой на Новый Регион (Крым).

*