По состоянию на 1 января 1942 г. в Куйбышев в район Безымянки прибыло 49 тысяч рабочих и служащих с эвакуированными заводами. В первые месяцы войны в Куйбышевскую область эвакуированы 40 оборонных предприятий Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Воронежа и др.

Здесь был сосредоточен мощный промышленно-энергетический потенциал страны, велось комплектование частей и соединений армии, находились крупнейшие запасы нефтепродуктов и заводы по их переработке.

Особое внимание уделялось развитию и строительству авиазаводов. На Куйбышевском авиационном заводе с осени 1941 г. изготавливались штурмовики Ил-2. А к концу января следующего года здесь выпускалось уже семь истребителей в сутки. Всего же за годы войны с конвейера завода «вылетело» 16 тысяч самолетов.

Для оперативной защите оборонных объектов в годы войны был создан Безымянский отдел НКВД (сейчас в здании, где размещался Безымянский отдел, находится Учебный центр ГУВД). Штатная расстановка горотдела Безымянского НКВД была объявлена приказом УНКВД от 10 марта 1942 г. — 23 человека.

Руководство, секретариат, экономическим отделением руководил Борисов Владимир Иванович, лейтенант госбезопасности. Контрразведывательным отделением командовал Середницкий Петр Николаевич, лейтенант госбезопасности, была и следственная группа. Первый   начальник отдела — Коновалов Сергей Васильевич, капитан госбезопасности.

Его сменил Михайлов Сергей Николаевич, подполковник госбезопасности; впоследствии почетный сотрудник органов госбезопасности, в которых он прослужил 30 лет. С 1943 года отделом руководил Даргольц Аркадий Исаевич, полковник милиции.

Из служебных документов того времени: «В результате умелого проведения оперативных мероприятий в сочетании со следственной работой и проявленную при этом находчивости и личную инициативу работники отделения уголовного розыска и 7 отделения милиции Безымянского горотдела милиции в предпраздничные дни ликвидировали 10 крупных грабительских и воровских групп, по которым арестовано и привлечено к уголовной ответственности более 50 человек. У преступников изъято 2 револьвера системы «Наган» с боеприпасами, один обрез и 10 финских ножей. Ликвидация грабительско-воровских групп происходила при непосредственном участии и руководстве начальника ОУР Безымянского Горотдела капитана милиции Журавлева Василия Ивановича».

В 1942г. преступность в стране возросла на 22 % по сравнению с 1941г., в 1943г. — на 20,9% по сравнению с 1942г., в 1944г. соответственно на 8,6 %. И только в 1945г. наметилось снижение: в первом полугодии на 9,9 %. Рост происходил за счет тяжких преступлений. В 1941г. зарегистрировано 3,3 тыс. убийств, а в 1944г. — 8,3 тыс. Разбоев и грабежей — 7,4 тыс. и 20 тыс., краж 252,5 тыс. и 444,9 тыс. В 1944г. в Куйбышеве бригада НКВД СССР провела крупную операцию по ликвидации банды. К уголовной ответственности привлечены несколько десятков уголовников, совершивших около 80 тяжких преступлений.

Впервые в городе в ночь с 8 на 9 июля 1942 г. объявлена воздушная тревога. Было замечено применение сигнальных ракет, способствующих наведению воздушного противника на объекты оборонительного значения. Для борьбы с вражеской сигнализацией с наступлением темноты и до рассвета установлены дежурства на наблюдательных пунктах МПВО для обнаружения световых сигналов. Выявлялись овраги, пустыри, парки (как наиболее удобные для подачи сигналов), расположенные близко к оборонным объектам.

Распространенными специфическими преступлениями военного времени были: хищение и подделка документов об освобождении от военной службы, продовольственных и промтоварных карточек, членовредительство, дезертирство, незаконное хранение и преступное применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, ядов, множительной техники и других объектов разрушительной системы — в целях террористической и диверсионной деятельности, враждебной пропаганды и агитации. Более дерзкие формы   приняли убийства, разбои и кражи.

Так в феврале 1944 г. на территории 4 и 9 отделений милиции совершен ряд дерзких ограблений квартир, сопровождавшихся убийством потерпевших. В перестрелке с преступниками заместителем начальника отделения ОУР Сусликовым и старшим оперуполномоченным Юдиным задержан бандит Богатов-Смирнов. В результате дальнейших оперативных мероприятий задержаны и остальные участники группы: Миронов, Кирьянов, Ранин. Сотрудники милиции поощрены приказом начальника Управления НКВД.

Из документов того времени: «В результате умело проведенных оперативных мероприятий работниками 5-го отделения милиции вскрыта группа преступников, изготавливающих поддельные хлебные талоны. Обысками на квартирах у преступников было обнаружено и изъято специальное клише пятидневных талонов и защитных сеток, типографская краска и другой инструмент, употребляемые ими при изготовлении хлебных талонов. В октябре 1944 г. вскрыта и ликвидирована организованная преступная группа в количестве 49 человек, занимающаяся хищением колхозного хлеба в Ново-Буянском районе. При произведении обысков обнаружено 20 замаскированных ям для хранения хлеба, из которых изъято более 5 тонн похищенного зерна по средне — рыночным ценам 280000 рублей.

В ночь на 18 августа 1944 г. совершено вооруженное нападение на сторожа колхозного тока Больше-Глушицкого района и похищено 1200 кг зерна. Преступники арестованы в результате инициативы и находчивости уполномоченного Беленеева«.

Вот что говорил на общем закрытом партийном собрании парторганизации милиции Бурдин, сотрудник уголовного розыска. «… Перед нами стоит одна из задач, направленных на разгром немецких оккупантов. Это сбор теплых вещей для бойцов Рабоче-крестьянской Красной Армии, для эвакуированных детей…всего по городскому управлению поступило средств 3 тысячи 286 рублей. Приобретено новогодних подарков для бойцов: кондитерские изделия, конфеты, табак, папиросы, вино, теплые вещи, лезвия для бритв и другое на 2 тысячи 953 рубля. Всего послано посылок 12 штук от 8 до 13, 5 килограмм. (Общий вес посылок 142 кг). Остаток 322 рубля 60 копеек. На эту сумму будет организовано дополнительно».   

3 мая 1943 г. в адрес начальника клуба им. Ф.Э.Дзержинского УНКВД сержанту госбезопасности Левкова, секретаря Широкова, Председателя месткома Большакова поступила Правительственная телеграмма с благодарностью от Иосифа Сталина за сбор 547 тысяч 209 рублей на строительство самолета «Валериан Куйбышев«.

Из протокола заседания сотрудников ГАИ и ОВИР от 23.11.1942 г.

«…Постановили:

Мы, собравшиеся на митинг сотрудники ГАИ и ОВИР, приветствуем бойцов нашей доблестной, родной Красной Армии, успешно громящих немецко-фашистские банды в районе Сталинграда.

Мы заверяем Правительство, товарища Сталина, что каждый из нас на порученном участке своей работы, будет еще успешнее, не считаясь со временем, добросовестно выполнять свои трудовые обязанности на пользу нашей Родины.

Да здравствует вождь и организатор побед Великий Сталин! Все для фронта, все для победы.

Председатель митинга Головин«.

Из сводки секретаря партбюро городского управления милиции о количестве собранных предметов и денег в помощь освобожденному Сталинграду на 9 апреля 1943 г: всего собрано предметов-115, денег на сумму 900 рублей, облигаций на сумму одна тысяча 600 рублей, книг художественной и политической литературы 25 экземпляров. Сбор средств продолжается. Секретарь партбюро горуправления Рязанцев.

Месяцем раньше сотрудники ГАИ и ОВИРа Управления городской милиции для подарков бойцам Красной Армии к 25 годовщине Октября собрали 675 рублей деньгами, 7 килограмм 600 грамм хлебными талонами.

Трудности военного времени обостряли обстановку в социальной сфере. Среди населения стали распространяться тяжелые, инфекционные заболевания, чего не избежали и места лишения свободы (тюрьма и колонии), возникли перебои с продовольствием и обеспечением населения топливом. В Куйбышеве были открыты две новых тюрьмы: в Кировском районе вместимостью 200 , и на ул. Степана Разина. Во избежание заноса и распространения желудочно-кишечных заболеваний органами НКВД были организованы санитарно-контрольные пункты, где прибывающие заключенные подвергались тщательному санитарному осмотру, при необходимости госпитализировались в изоляторы; обеспечивалось бесперебойное снабжение кипяченой водой; водоисточники подвергались исследованию. Так, например, в течение месяца ликвидирована вспышка в ИТК №2 (Смышляевка, Безымянка) и 8 (Тимашево), возникшая в ноябре 1942 г., путем проведения санобработки дезосредствами (сольвент, мыло «КА»); поголовной термометрии (выделено 50 штук термометров); произведена смена нательного белья; заболевшие госпитализированы в организованный стационар; гражданская баня на время ликвидации вспышки перешла в ведение колонии; виновные в возникновении эпидемии преданы суду.

Советское правительство высоко оценило самоотверженный труд и ратные дела работников Управления НКВД. За верность присяге, Родине, за поддержание общественного порядка в условиях военного времени только в 1945 году был награжден 31 милиционер — Орденом Ленина; 192 милиционера — Орденом Красного Знамени, 209 милиционеров — Орденом Красной звезды и более 500 сотрудников награждены медалью «За боевые заслуги». В их числе были и сотрудники с Безымянки.

          Людмила Бородина,

   специально для изданий Медиа Группы «Ваш выбор»

Автор и редакция благодарят начальника музея милиции Самарского ГУВД Марину Сергеевну Рачибу за помощь в подготовке материала.

На фото: личный состав НКВД Безымянского в 42-44 гг,

экономическое отделение отдела НКВД Безымянки,

уголовный розыск 40-ых годов Безымянского отдела

*