В Самарском театре кукол премьера
В Самарском театре кукол премьера. На сей раз это «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина в постановке главного режиссера Чувашского театра кукол Юрия Филиппова. С ним-то и встретился наш корреспондент.
Юрий, почему Вы остановились именно на этой «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина? Чем она Вас так привлекла?
Дело в том, что, приступая к постановке, я преследовал определенную цель. Мне хотелось не только воссоздать на сцене эту захватывающую историю, но и через нее, посредством нее рассказать о театре и актерах. В спектакле два главных действующих лица. Они актеры. Один из них давно работает в театре, всеми признан и обласкан. Вторая – актриса, недавно пришла в театр и для нее все только начинается. И хорошее и плохое. Под негативом я подразумеваю классические интриги. По сюжету актер завидует молодой актрисе и при любом случае старается показать ей ее место, доказать, что ей еще рано быть звездой. Психологи говорят, что причиной большинства заболевания является обычная зависть. Собственно, что происходит с царицей, почему она умирает в конце? Из-за зависти. Это и есть главная мысль спектакля – завидовать нельзя. Лучше жить дружно, в любви и согласии.
Вы спросите, почему мы решили активизировать именно эту линию? Потому что в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» есть царица, которая завидует соей падчерице, ее красоте, доброте, уму. Эти две параллельные линии и проходят через весь спектакль.
И тем не менее этот спектакль рассчитан на детей?
Да, он детский. Дело в том, что в последнее время явно наметилась тенденция, суть которой заключается в наличии двух сюжетных линиях в одном спектакле. Здесь то же самое – жизнь актеров и сказочная фабула, а тема и идея одна.
По-вашему, это детям интересно, понятно?
Да. Безусловно.
А чей сценарий?
Мы оставили канонический текст Пушкина. Единственное, что он поделен между двумя актерами. Что касается, моих заслуг, то они лишь в режиссуре.
Это кукольный спектакль?
Да, конечно. Но в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» используются не совсем традиционные куклы в том плане, что это и не планшет, и не тростевые. Это куклы на магнитах. То есть вначале актеры на сцене работают с планшетными куклами, а потом те начинают при помощи магнитов ходить сами.
Мы не стали загромождать сцену декорациями. На сцене одно зеркало, в котором, условно говоря, и происходит все действие. Кстати, появление зеркала не случайно. Ведь сказка – это отражение нашей жизни, книга предсказаний. Сначала были летающие ковры, а затем появились самолеты.
Юрий, а как Вы попали в Самару? Вы раньше уже сотрудничали с Самарским театром кукол?
Да, мы приезжали на гастроли в мае этого года со спектаклем «Сыграем Красную Шапочку». «Сыграем Красную Шапочку» — это ремикс на известную всем с детства сказку. Мало того это – игра. Любой из зрителей, (а рассчитана сказка на детей дошкольного и младшего школьного возраста) находящихся в зале, может на время стать участником театрального действа. В спектакле заняты заслуженная артистка Чувашской республики Надежда Алферова и артистка Светлана Кокшина. В 2001 году на четвертом Всероссийском фестивале театров кукол «Муравейник» в Иваново мы завоевали сразу две премии в представленном на фестивальный конкурс спектакле «Сыграем в Красную Шапочку». В частности, Надежда Алферова получила две награды в номинации «Лучшая женская роль» и в номинации, учрежденной средствами массовой информации,- «За ах!».
Что же касается Самары, то именно во время гастролей и произошел разговор по поводу постановки «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».
Как вы оцениваете наших актеров?
Они, безусловно, талантливы. Особенно хочется выделить Ирину Пашкевич. Я вообще считаю ее жемчужиной самарской сцены. Это просто нечто. До того тщательно она отрабатывает каждое движение, до того бережно относится к своей работе. У нее многому можно поучиться.
Очень хорошая школа. Сильнейший коллектив.
К тому же «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» чем еще хороша и интересна для исполнителей? В ней много персонажей, а актеров только двое. Поэтому им постоянно приходиться переключаться во время спектакля с одной роли на другую, им некогда отдыхать. Требуется очень большое мастерство актера, профессионализм.
И еще. Что главное для театра кукол? Когда актеры чувствуют друг друга на сцене. Как раз у первого состава (Ирина Пашкевич и Анатолий Жанаклев) чувство партнера очень развито.
Юрий, расскажите немного о себе.
Я окончил Санкт-Петербургскую театральную академию. Сначала актерский курс, затем режиссерский. Учился именно на кукольника, на актера-кукольника и на режиссера-кукольника, потому что эта область театрального искусства, на мой взгляд, гораздо интересней. Во-первых, не скучно. Во-вторых, много возможностей для фантазии. В-третьих, дети. В-четвертых, театр кукол – это волшебный мир, совсем не похожий на мир драматического театра.
А Вы пробовали свои силы в драматическом театре?
Да. Пробовал. Я режиссер многих фестивальных программ, которые проходят на больших площадях, где бывает до полутора тысяч людей. Самая моя крупная и значительная массовая работа – это фестиваль в музее-заповеднике Коломенском (Москва). Там было 2,5 тыс. людей. Фестиваль шел неделю.
Могу, кстати, похвастаться и последним своим достижением. В этом году я стал российским стипендиатом по линии Союза театральных деятелей.
На что планируете потратить?
В театре и останется, как всегда.
Я знаю, вы режиссируете еще и новогоднее представление. Что нам ждать?
Деда Мороза и Снегурочки вместо американского Санта Клауса и Барби. Я считаю, что наши сказки учат добру, они намного лучше американских мультфильмов.
Справка
История Чувашского театра кукол началась более полувека назад с приглашения Сергея Мерзлякова, старейшего кукольника страны, художника, драматурга, режиссера и педагога. Первым спектаклем нового художественного руководителя стали «Три подружки». В 1951 году кукольный театр был ликвидирован. Но актеры добились организации специальной кукольной бригады при Чувашской государственной филармонии. В 1958 году театр возродили. Возглавил его ученик Образцова Антонов. Сегодня Чувашский государственный театр кукол широко известен, как в республике, так и за ее пределами. За 55 лет своего существования здесь создан поистине «золотой фонд» спектаклей для детей и юношества. В творческой практике театра ограниченно сочетаются две линии: традиционно — европейская и национальная. Главная задача театра — средствами образного мышления сделать сердце умным, а ум — добрым, воспитать умение сочувствовать, сострадать, сопереживать. Воздействие театра возможно только особым языком. Именно поэтому детский театр особенно в младшем возрасте, обладает чрезвычайно важной функцией, которая заключается в воспитании театрального зрителя.
*