Перепутанный праздник. 8 Марта женщинам следует дарить избирательный бюллетень и Трудовой кодекс
История Международного женского дня, который в этом году может отмечать 150-летний юбилей, вроде бы известна каждому школьнику. Но биография его оказалась настолько извилистой, что праздник получился запутанный: празднуют теперь и «не то», и «не те». РГ восстанавливает историю этого праздника, а также рассказывает, что следует дарить в этот день женщинам и почему.
Родословная праздника ведется от «марша пустых кастрюль», который устроили 8 марта 1857 года нью-йоркские текстильщицы. Они требовали повышения зарплаты, улучшения условий труда и равноправия женщин. Это событие стали называть женским днем. Через полвека с лишним, в последнее воскресенье февраля 1908 года, тысячи женщин вновь вышли на улицы Нью-Йорка. Требования мало изменились: улучшение условий труда и избирательное право для женщин. Полиция разогнала демонстрацию при помощи шлангов с ледяной водой…
Но это не остудило пыл лучшей половины свободной Америки. В следующем году женский день вновь был отмечен женскими маршами и забастовками, в 1910-м он прокатился уже по всем. Тогда же делегатки американских социалистических и феминистских организаций отправились в Копенгаген на II международную конференцию женщин-социалисток.
Там-то их и поджидала Клара Цеткин, активистка международного социал-демократического движения. Изучив опыт американских коллег по борьбе за женское равноправие, Клара Цеткин предложила женщинам всего мира выбрать день, когда они будут привлекать внимание планеты к своим требованиям. Конференция дружно проголосовала за учреждение Международного дня солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие.
Несколько лет Международный женский день праздновали в разных странах и в разное время. 19 марта 1911 года он прошел в Германии, Австрии, Дании и других европейских странах. В 1912 году женщины боролись за свои права в европейском масштабе 12 мая. В 1914 году — 8 марта.
В России женский день впервые отметили в Петербурге в 1913 году 2 марта — научными чтениями (в присутствии 1500 человек) о праве голоса для женщин, государственном обеспечении материнства и о дороговизне жизни. А в 1914 году праздновали в соответствии с разницей в 13 дней между «старым» и «новым» стилями… 23 февраля. Так что эта дата у нас отнюдь не всегда была «мужской».
Несколько раз Российской империи удалось пережить Международный женский день без потрясений, но вот 23 февраля 1917 года женщины Петрограда вновь вышли на улицы, протестуя против войны и перебоев с продовольствием. Митинги и демонстрации переросли в стачки, стачки — в стычки с казаками и полицией, стычки — в уличные бои и беспорядки… Лавина скатилась с горы и 27 февраля 1917 года обернулась вооруженным восстанием, Февральской революцией, крушением монархии и государства. В общем, отпраздновали на славу…
В стране победившей социалистической революции Международный женский день постепенно перестал быть днем политических акций; митинги и торжественные собрания сменились посиделками и возлияниями дома и на работе. Именно поэтому праздник 8 Марта в России словно и не заметил последней смены политического режима. Ведь задолго до 1991 года изменился, и явно к лучшему, смысл происходящего в этот день: теперь в центре праздника — не права женщин, а сами женщины. А главные действующие лица — не работницы с пустыми кастрюлями, а мужчины, которые с утра до ночи носятся как заведенные с букетами, подарками и сюрпризами.
СССР долго оставался единственной европейской страной, где 8 Марта было государственным праздником. Официальное международное признание подоспело позже — в 1977 году ООН специальной резолюцией призвала все страны мира провозгласить 8 Марта днем борьбы за женские права — Международным женским днем. С тех пор этот день объявлен национальным праздником в Анголе, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Камбодже, Китае, Конго, Лаосе, Македонии, Монголии, Непале, Северной Корее и Уганде.
Подробнее в материале на сайте Российской газеты
*