Космонавтка Валентина Терешкова раскрыла тайну, которую она хранила не один десяток лет. Только сегодня она решилась рассказать о технических проблемах, которые у нее возникли во время полета в космос. Объяснила же она свое молчание тем, что Сергей Королев попросил ее никому об этом не рассказывать.

Известно, что Валентина Владимировна крайне редко дает интервью. Кто знает, может быть, поэтому 71 час, который она провела в космосе, оброс целым букетом, мягко говоря, небылиц.

— Не один десяток лет я хранила тайну, поскольку меня об этом попросил Сергей Павлович Королев, — призналась она. — Дело в том, что в автоматической программе корабля была допущена какая-то не неточность, а скорее оплошность: он был сориентирован так, что, вместо того чтобы осуществлять систему спуска, его орбита, напротив, поднималась. И я вместо Земли улетала «туда». Эту ошибку в первые же сутки я заметила и доложила Сергею Павловичу, а он и Юрий Гагарин держали со мной связь.

Ошибку быстро исправили. Получив нужные данные, Терешкова заложила их в систему спуска и благополучно приземлилась. Впервые об этом три года назад рассказал конструктор и ученый Евгений Васильевич Шабаров. «Сама я об этом молчала, — улыбается Валентина Владимировна. — А вот Евгений Васильевич решил обнародовать. Так что я могу теперь спокойно об этом говорить».

Кстати, приземление у Терешковой оказалось отнюдь не комфортным. Спускаемый аппарат был в форме шара, то есть не имел аэродинамического качества. Поэтому спуск шел по баллистической траектории и разброс в приземлении у первых космонавтов был достаточно большой. Причем на высоте 7 километров они катапультировались, и лишь на высоте 4 километра открывался парашют у спускаемого аппарата. Первая космическая леди приземлилась в Алтайском крае.

— Я когда катапультировалась и увидела Землю, меня охватил тихий ужас, — признается Валентина Терешкова. — Потому что внизу было озеро. Первая мысль: Господи, послали одну женщину, и надо же будет угодить в воду!

Впрочем, программа подготовки включала и возможность приводнения, так что проблем бы не было.

Однако был сильнейший ветер. «Надо было снять замки и отстегнуть парашют, — вспоминает Терешкова. — А парашют неуправляемый: купол большой, лямки и стропы довольно длинные. И тебя несет по воле ветра. Пришлось «постоять на голове», потом все-таки парашют отошел, но на носу появился хороший синяк».

Как вы относитесь к идее космического туризма? — интересовались журналисты. «В данной ситуации это оправданно, — заметила Валентина Терешкова. — Деньги, которые туристы платят за полет, идут на оплачивание космической техники и подготовки. Просто взять человека, надеть на него скафандр и посадить в корабль — невозможно. Кстати, те туристы, которые летали, так или иначе связаны с космонавтикой».

И, чуть помолчав, Валентина Владимировна добавила: «Если бы у меня были деньги, я бы тоже с удовольствием полетела».

Но, оказывается, это не единственное желание первой женщины-космонавта: она с большим энтузиазмом говорила о перспективах полета на Марс. По ее мнению, с научной точки зрения эта дорогостоящая экспедиция совершенно оправданна. «Мое хобби — это удивительная, загадочная Красная планета, о которой мы с Сергеем Павловичем Королевым мечтали несколько десятилетий назад», — сказала она. Терешкова, по ее словам, посвятила изучению Марса несколько лет своей жизни. «Я готова полететь туда и даже не возвращаться», — призналась она.

До сих пор Валентина Терешкова остается единственной женщиной-генералом Российской армии. Поэтому корреспондент «РГ» не удержался и спросил: «Как часто приходится надевать генеральский мундир? И еще: буквально все отзываются о вас, как об очень сильной личности. А какие у вас есть слабости?»

— Вот так вам все секреты и поведай, — засмеялась Терешкова. — Генеральскую форму я с удовольствием надеваю по праздникам. Что касается слабостей… Я не обладаю какими-то отличными качествами от тех, которыми наделена от природы женщина. Поэтому мне трудно сказать. Наверное, все-таки испытания, которые выпали на мою долю, требуют и силы, и воли, и еще очень много чего. Спасибо за вопрос.

Наталия Ячменникова

2 марта 2007 г.

Российская газета

***