В обзоре российских газет:

* Заинтересует ли японских инвесторов российский бизнес?

* Владивосток: еще один отстраненный мэр

* Проверка ГИБДД: и автоинспекторы, и автомобилисты «в шоке»

«Русская рулетка»

Так «Ведомости» озаглавили свой материал, подводящий итоги визита российского премьер-министра Михаила Фрадкова в Японию. Фрадков «заманивал в Россию японских инвесторов», отмечает газета.

Завтракая с представителями японского бизнеса, премьер так оценил российский рынок: «Нельзя сказать, что это бизнес без риска… при наличии рисков в России норма прибыли еще выше».

«Но захотят ли японские инвесторы сыграть в предложенную Фрадковым рулетку?» — задается вопросом издание. Японский бизнес на собственном опыте знает оборотную сторону сверхприбыли, констатируют «Ведомости».

«История с «Сахалином-2», когда после выдвижения к оператору проекта Sakhalin Energy экологических претензий со стороны государства «Газпрому» удалось выкупить у акционеров компании — британской Shell и японских Mitsui и Mitsubishi — контрольный пакет со значительным дисконтом, хорошо иллюстрирует правила игры на российском рынке и уровень его рискованности», — пишет газета.

В ходе встречи с японскими бизнесменами Фрадков говорил об улучшении инвестиционного климата в России, и, казалось бы, растущие объемы иностранных инвестиций это подтверждают, продолжает издание. Но стоит понять, что сахалинская история стала для инвестиционного климата России уже вторым ударом после дела ЮКОСа, и одними словами премьера его не улучшить, добавляет газета.

Российская делегация привезла японцам целый ворох высокорискованных проектов в высокорискованной стране — от тоннеля с Сахалина на материк до строительства НПЗ вместе с «Роснефтью», отмечает издание.

«Возможно, премьер рекламирует наши риски от безысходности, пытаясь обернуть недостатки в достоинства. Однако это очень похоже на рекламу экстремальных аттракционов: вы испытаете непередаваемые ощущения», — заключают «Ведомости».

«Декриминализация» Приморья

Газеты продолжают следить за уголовным преследованием мэра Владивостока Владимира Николаева. В среду суд отстранил градоначальника от должности на время следствия.

«Николаев стал первой и, возможно, не самой высокопоставленной жертвой декриминализации Приморья», — считает «Время новостей».

Возникает вопрос, насколько масштабной эта зачистка будет и как она отразится на губернаторе края Сергее Дарькине, отмечает издание. Последние «неприятности» Николаева начались в отсутствие губернатора, который в эти дни сопровождал премьер-министра Михаила Фрадкова во время визита в Японию, продолжает газета.

В четверг же делегация должна по пути в Москву заехать во Владивосток, где губернатор вряд ли сможет избежать вопросов насчет уголовного дела против мэра города и заявлений о необходимости декриминализации его региона, пишет «Время новостей». «Ситуация эта тем более интересна, что Владимир Николаев был очень дружен с губернатором Дарькиным и вообще считался его выдвиженцем», — добавляет издание.

   «Ведомости», зная о конфликте губернатора Приморья и мэра Владивостока, проводят параллель между уголовным делом против Николаева и обвинениями в злоупотреблении полномочиями, предъявленными другим российским мэрам. В каждом случае имел место конфликт между мэром столицы региона и губернатором, подчеркивает издание.

«После отмены прямых губернаторских выборов мэр регионального центра стал единственной фигурой, вокруг которой идет реальная политическая борьба», — считает газета. А губернаторам не всегда удается провести на выборах мэра своего человека, отмечает издание.

«Москва, в принципе, уже не нуждается в альтернативе действующему главе региона. Однако, не желая портить отношения с Западом, Кремль пока не дает «исправить» закон о местном самоуправлении и открыто подчинить глав муниципалитетов исполнительной власти», — пишут «Ведомости».

Но дело не только и не столько в политическом противостоянии, сколько в растущих финансовых и материальных ресурсах, сосредоточенных в руках градоначальников, добавляет газета.

«В частности, одной из причин конфликта во Владивостоке могло стать освоение 100 млрд. руб., которые будут выделены на подготовку города к саммиту организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в 2012 году», — заключают «Ведомости».

ГИБДД: ни дать, ни взять

Генпрокуратура России объявила о начале внеплановой комплексной проверки деятельности ГИБДД, сообщает «Коммерсант». При этом в надзорном ведомстве утверждают, что поводом для проверки послужили «многочисленные жалобы граждан» на дорожные поборы, отмечает газета.

Защитники прав автомобилистов считают, что за проверкой последуют увольнения руководителей ведомства и реорганизация автоинспекции, пишет газета, однако сенатор от Карелии Владимир Федоров, в бытность которого начальником ГАИ были проведены две масштабные ревизии, с ними не согласен.

«Они (проверки) длились два-три месяца. По итогам проверки прокуратура обычно находила нарушения в области административной практики, исполнения надзорных функций, но при этом никого не увольняли», — цитирует Федорова издание.

«Известия» же отмечают, что в шоке от готовящейся проверки находятся не только работники ГИБДД, но и многие рядовые водители. «Если меры Генпрокуратуры увенчаются успехом, то пройти техосмотр станет невозможно, а оплата копеечного штрафа превратится в потери немереного количества человеко-дней», — убеждена газета.

Издание встает на сторону автоинспекторов, которые за копеечную зарплату (10 тысяч рублей в Москве и 5-7 тысяч в регионах) стоят на загазованной трассе и в жару, и в холод.

«Каждая остановка машины нарушителя или просто для проверки — это тоже во многих случаях не способ «власть показать», а проявление мужества. Никогда не знаешь, на что нарвешься — на угрозы, начальственный окрик, а бывают случаи и посерьезнее, когда сотрудники ГИБДД становятся жертвами преступников», — пишет газета.

Если водитель нарушил правила, пусть даже нечаянно, то и рад отдать гаишнику сумму в два раза меньшую, чем предусмотрено в Кодексе об административных правонарушениях, признают «Известия», да еще и в Сбербанк не надо ходить — экономия денег и времени налицо.

Более того, издание утверждает, что пройти техосмотр бесплатно невозможно. «Может быть, изменить его критерии или брать солидный официальный налог с отчислением значительной его доли в фонд зарплаты сотрудников ГИБДД — не знаю, — пишет автор материала — Но знаю, что должно быть так, чтобы мне, законопослушному водителю, было удобно».

Обзор подготовила Ольга Шапоренко,

Служба мониторинга Би-би-си

четверг, 01 марта 2007 г., 02:52 GMT 05:52 MCK

*