Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты опроса россиян о том, какие изменения претерпевает их моральный облик. Выяснилось, что на первый план сегодня выходят не ценности, связанные, как когда-то, с душевностью, а «вожделенные проблемы потребления».

Россия переживает кризис коллективизма. Такой вывод можно сделать, знакомясь с итогами недавнего опроса ВЦИОМ. Эксперты пытались выяснить, насколько незыблемыми остаются представления наших соотечественников о моральных ориентирах. Обнаружилось, что всего лишь немногим более половины из нас (55%) руководствуются в жизни тезисом: «Я лучше не добьюсь успеха, но никогда не переступлю через моральные принципы и нормы». Это средний показатель, учитывающий все возрастные группы. Если же говорить о людях 18–24 лет – а именно они год от года все ощутимее будут представлять лицо России, – среди них те же 55% заявили экспертам ВЦИОМ: «Сегодня мы живем в другом мире, чем раньше, и многие моральные нормы сегодня уже устарели. Наш мир жесток, и, чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать через моральные принципы».

Как показали результаты исследования, мы все более образованны, инициативны и трудолюбивы. Но, если говорить не о деловых, а о человеческих качествах, картинка неутешительная. За последние 10–15 лет россияне, по их собственному признанию социологам, стали менее: честными (66% против 9%), душевными (62% против 10%), доброжелательными (63% против 11%), искренними (63% против 9%), бескорыстными (67% против 8%) и даже патриотичными (60% против 17%). На позитивные сдвиги в общественном климате указывают лишь 15%.

Однако вот какой парадокс! Пеняя на зеркало, наши сограждане склонны думать, что во всем виновата власть, и следовательно, поддержание благоприятного морально-нравственного климата в обществе без участия государства невозможно. Такого мнения придерживаются 76% опрошенных (от 63% в группе 18–24 лет до 82% в группе «от 60 и выше»). Причем за два года, прошедшие с момента предыдущего опроса ВЦИОМ, доля сторонников этого мнения возросла на 10%. Катастрофически мало – всего 18% – число россиян, полагающих, что мораль и нравственность – сфера частной жизни человека.

Более того, многим людям, как правило, представляется, что ситуация с моралью в их ближайшем окружении лучше, чем в обществе в целом. То есть россияне звереют, но лично к нам это не относится. Об отсутствии каких-либо изменений в своем «ближнем круге» заявили 40% опрошенных. Точка зрения, прямо скажем, циничная. Но стоит ли этому удивляться: ведь, по мнению 54%, самыми стремительными темпами в России прогрессирует именно цинизм.

«Идеологические ориентиры, будь то либеральные или тоталитарные, уходят на второй план, – резюмирует генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. – Наступает столь вожделенное для жителей бывшего Советского Союза общество потребления». Кто бы спорил. Да только наступает оно уж как-то по-советски.

МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ

1 марта 2007 г.

Новые Известия

*