1 марта в Самарском аэрокосмическом университете губернатор Самарской области примет участие в работе форума Всероссийской политической партии «Единая Россия» по реализации партийного проекта «Авиапром». Необходимо обеспечить технологический прорыв предприятий в производстве новой авиационно-космической техники: ракеты-носители «Союз 2-3», регионального самолета Ан-140-100 и его модификаций, авиационного двигателя НК-93 и газотурбинного двигателя для магистрального тепловоза.

ПРОЕКТ «АВИАПРОМ»

    В настоящее время в Самарской области работает 12 предприятий и организаций авиационной промышленности, подведомственных Российскому агентству по промышленности. Общая численность работающих — около 28 тыс. человек, суммарный годовой объем производства по итогам работы в 2006 году составил 5,7 млрд. рублей.

    Эти предприятия занимаются как производственной деятельностью, так и научными исследованиями в области авиации.

В 2005 — 2006 годах наметилась положительная тенденция в развитии предприятий отрасли. Темп роста объемов реализации товарной продукции в целом по предприятиям в 2005 году составил 112,5 %, а за 2006 год -154,1 %. Более чем на 30 % возросла средняя заработная плата работающих.

Это связано, прежде всего, с увеличением загрузки предприятий заказами авиационного профиля.

    Лидер авиастроения в Самарской области — ОАО «Авиакор-авиационной завод», освоивший серийное производство нового регионального самолета АН-140, уверенно набирает обороты. На 2007 год уже заключены контракты на производство 8 новых самолетов (4 — АН-140, 4 — Ту-154 М). Первый самолет АН-140 передан авиакомпании «Якутия». Подписано соглашение с лизинговой компанией ОАО «Ильюшин финанс К» о продажах с использованием лизинга 25 самолетов данного типа. В настоящее время уже оплачен контракт на изготовление второго самолета для авиакомпании «Якутия».

Ведутся переговоры с компанией «Бериев» по организации производства в ОАО «Авиакор-авиационный завод» комплектующих для самолета-амфибии Бе-200. С самолетосроительной фирмой фирмой «Бомбардье» заключен договор по открытию представительства в ОАО «Авиакор-авиационный завод» по обслуживанию самолетов этой марки, эксплуатируемых в России.

Проект Ан-140 реализован без малейшей поддержки со стороны федеральных структур, а исключительно на средства предприятия и при финансовой поддержке Правительства Самарской области.

    Повышение конкурентоспособности предприятий авиадвигателестроения — это освоение ими серийного производства таких двигателей как НК-93, т.к. сама конструкция авиадвигателя, примененные в ней материалы и конструктивные элементы неизбежно требуют освоения предприятиями — изготовителями новейших технологий. Именно освоение таких технологий и должно обеспечить повышение технического уровня наших предприятий, и в результате достойную конкурентоспособность.

    Авиационный комплекс Самарской области фактически функционирует как сложившийся кластер, являющийся источником инновационного развития для всех отраслей. 19 февраля в Волгограде на заседании президиума Госсовета по промышленности была подчеркнута необходимость приоритетного развития авиационной отрасли.

    В октябре 2006 года в Самаре с участием депутатов Государственной Думы, экспертов торгово-промышленной палаты России и специалистов предприятий прошло совещание по проблемам развития авиационной промышленности Самарской области.

    В г. Уфе 12 декабря 2006 г. прошло заседание Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе по вопросу «О состоянии, проблемах и мерах по повышению конкурентоспособности авиастроительных предприятий, расположенных на территории Приволжского Федерального округа»

В результате признана необходимой для развития отечественной авиационной промышленности государственная поддержка производителей и эксплуатантов авиационной техники.

В этих целях в законодательном порядке необходимо решить следующие вопросы:

— восстановить льготу по налогу на землю, занятую испытательными аэродромами предприятий авиационной промышленности;

— разрешить передачу земельных участков, на которых расположены стратегические предприятия, в уставной капитал акционерных обществ в счет увеличения государственного пакета акций;

— упростить процедуру предоставления права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.10.2005 г. №646-40;

-предусмотреть стимулирование технического перевооружения предприятий отрасли;

Также необходимо:

— увеличить средства, выделяемые на НИОКР федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года»;

— включить в данную программу продолжение финансирования летных испытаний и сертификации авиационного двигателя НК-93;

— предусмотреть дальнейшее участие государства в увеличении капитализации российских авиационных лизинговых компаний;

— компенсировать из средств федерального бюджета авиакомпаниям части лизинговых платежей и процентов по кредитам, получаемым в российских кредитных организациях на закупку новой авиационной техники;

— предоставлять государственные гарантии для поддержки российского производства.

— решить проблему кадрового «голода» предприятий авиационной промышленности за счет стимулирования на федеральном уровне учебных заведений авиационного профиля.

— включить ОАО «Авиакор-авиационный завод» в реализацию проектов OAK.

Что касается Самарской области, то здесь необходимо:

Обеспечить технологический прорыв предприятий авиационно-космического комплекса на основе создания высокотехнологичных производств новой авиационно-космической техники: ракеты-носители «Союз 2-3», регионального самолета Ан-140-100 и его модификаций, авиационного двигателя НК-93 и газотурбинного двигателя для магистрального тепловоза.

В целях высвобождения дополнительных финансовых средств предприятий обеспечить льготную ставку налогов на имущество и прибыль предприятий авиационно-космического комплекса, а также пониженную ставку налога на землю.

Осуществить проект строительства регионального технопарка, включающего создание целостной инфраструктуры, в том числе и социального жилья для молодых ученых, преподавателей и аспирантов.

Разработать и осуществить систему мер поддержки промышленных предприятий независимо от форм собственности, направляющих часть своей прибыли на оплату обучения студентов высших учебных заведений и на субсидии молодым специалистам для приобретения жилья.

В порядке законодательной инициативы предложить эти и другие меры для включения в федеральные законы.

По сообшению Пресс-службы губернатора Самарской области

*