Самарская область: Социальному партнерству 10 лет
10 лет назад, в феврале 1997 года, с принятием постановления Губернатора Самарской области началась новая страница в истории социального партнёрства в Самарской области: была создана Самарская областная трёхсторонняя комиссия, которой 24 марта 1997 года заключено Самарское областное трёхстороннее соглашение между Администраций Самарской области, Федерацией профсоюзов и Союзом работодателей Самарской области о регулировании социально-трудовых отношений. За прошедшее время произошло многое, но система социального партнёрства поступательно развивалась.
В Трудовом кодексе РФ, вступившим в силу 01.02.2002 г., целая глава посвящена социальному партнёрству. Согласование позиций в сфере социально-трудовых отношений поднято на государственный уровень. Сегодня работает стройная вертикаль – Российская трёхсторонняя комиссия, Самарская областная трёхсторонняя комиссия, трёхсторонние комиссии муниципальных районов и городских округов, которыми решаются острые проблемы, возникающие в социально-трудовой сфере соответствующих территорий.
Накопленный за десятилетие опыт позволил без административного нажима вовлечь в систему социального партнёрства 28 муниципальных образований Самарской области. Наиболее активно и целенаправленно работают на интересы населения и развития экономики области трёхсторонние комиссии городских округов: Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, Сызрань, Отрадный, Кинель; муниципальных районов: Нефтегорский, Кинель-Черкасский, Челно-Вершинский.
Около 1,5 млн. человек защищены трёхсторонними соглашениями по регулированию социально-трудовых отношений, 1700 организаций, входящих в Союз работодателей и Торгово-промышленную палату Самарской области, подключены к этой работе. В 3052 организациях области действуют коллективные договоры.
Последние годы подтвердили необратимость этого процесса и его пользу для всех: область живёт в социальном мире.
Новый толчок развитию социального партнёрства дала работа по реализации национальных проектов, которые в приоритетном порядке рассматриваются на заседаниях трёхсторонних комиссий области и муниципальных образований.
В апреле 2006 года заключено шестое по счету Самарское областное трёхстороннее соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в 2006-2008 годах. Соглашение явилось результатом непростых коллективных переговоров в рамках работы Самарской областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для решения вопросов повышения доходов населения области в Соглашение включены обязательства сторон по повышению уровня заработной платы. Так, Правительство области взяло на себя обязательство принимать меры по повышению реальной заработной платы работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета, не менее чем в 1,5 раза в период 2006–2008 годов, предусматривая для этого необходимые средства при формировании бюджета на очередной финансовый год.
В свою очередь Союз работодателей Самарской области будет принимать меры по последовательному доведению минимальной заработной платы в организациях внебюджетной сферы до уровня 2-2,5 (3) величин прожиточного минимума трудоспособного населения в Самарской области.
Данное соглашение подписано 13.04.2006г., тогда как только сейчас в Государственной Думе Федерального Собрания РФ ко второму чтению подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда». В феврале 2007 года общероссийскими объединениями работодателей и общероссийскими объединениями профсоюзов внесено предложение устанавливать региональный минимальный размер оплаты труда областными трёхсторонними комиссиями, в которые входят представители работодателей, профсоюзов и органов исполнительной власти и закреплять его в областных Соглашениях.
Деятельность Самарской областной трехсторонней комиссии положительно оценена секретариатом Российской трехсторонней комиссии. Опыт её работы рекомендован для использования в работе трехсторонних комиссий всех субъектов Российской Федерации.
Быстроизменяющееся законодательство не позволит снизить темпы работы комиссий по регулированию социально-трудовых отношений области. Ставятся новые задачи, которые нужно решать. И эти задачи будут решены с пользой для населения Самарской области.
Департамент информационной политики и взаимодействия с институтами гражданского общества аппарата Правительства Самарской области
*