Российские губернаторы вертятся ужом, создавая зоны свободной торговли, улучшая железнодорожное сообщение, строя автомобильные мосты, обеспечивая банковское обслуживание в рублях и юанях. Без единого выстрела в тарифной войне восточная треть России, вслед за остальной Азией, втянулась в китайскую экономическую орбиту.

Повернувшись спиной к резкому сибирскому ветру, российские сварщики в Пограничном недавно построили новый забор на пустынной земле, где Россия встречается с Китаем.

За стальной сеткой, огораживающей 75 акров зоны свободной торговли, россияне и китайцы могут взаимодействовать без виз, делать покупки в огромном универмаге, лечиться в клинике восточной медицины, производить товары для беспошлинной торговли, жить в пятизвездочном отеле.

«В России ничего похожего нет, да и в мире мало», – заявил во Владивостоке губернатор региона Сергей Дарькин.

Он с энтузиазмом говорит об этой заставе и городке, носящем то же название. Много десятилетий слово «пограничный» в России означало военную службу. Но сегодня на российском Дальнем Востоке оно означает зарабатывание денег. После многих лет недоверия регион заразился той же болезнью, что и вся Азия: его охватила китайская лихорадка.

Российские губернаторы вертятся ужом, создавая зоны свободной торговли, улучшая железнодорожное сообщение, строя автомобильные мосты, обеспечивая банковское обслуживание в рублях и юанях. Без единого выстрела в тарифной войне восточная треть России, вслед за остальной Азией, втянулась в китайскую экономическую орбиту.

Сегодня Китай – главный торговый партнер региона. На магазинных полках мало товаров из европейской части России, которые здесь всегда дороже из-за расходов, связанных с транспортировкой по Транссибирской магистрали.

«Сегодня у нас больше совместных предприятий с Китаем, чем с Японией, Южной Кореей и США вместе взятыми. Они занимаются главным образом торговлей, добычей и переработкой леса», – заявил Владимир Кучук, советник по международным делам в Хабаровске, пограничном регионе, где планируется создать зоны свободной торговли с Китаем вблизи двух застав.

Ожидается, что в 2004 году объем торговли между Россией и Китаем составит 22 млрд долларов, то есть вырастет вчетверо за пять лет. В феврале уже было объявлено о двух сделках на миллиарды долларов.

Крупнейшая в России нефтяная компания ЮКОС согласилась с 2006 года ежедневно продавать Китаю 300 тыс. баррелей нефти, что почти втрое превышает китайский нефтяной импорт из России в 2003 году.

Также в феврале Китай объявил, что в ближайшее время начнет рассчитанный на 15 лет проект по строительству железной дороги протяженностью 870 миль, ведущей отсюда в маньчжурский порт Далянь. Одновременно Китай обнародовал планы по инвестированию 7 млрд долларов в развитие северо-восточных провинций.

Постепенно малонаселенные районы востока России начинают следовать экономической модели, оказавшейся успешной в Канаде: экспортировать ресурсы промышленно развитому соседу. Многие канадские провинции ведут торговлю с севера на юг – с США, а не с востока на запад – с остальной Канадой.

Сегодня Китай идет на российский Дальний Восток ради нефти, газа, леса и электроэнергии плотин. Поскольку в Китае быстро растет дефицит зерна, возможно, это страна скоро начнет рассматривать российские пограничные районы как источник продовольствия. Российский Дальний Восток с 7-миллионным населением может предоставить землю и ресурсы. Китай, население трех северных провинций которого составляет 140 млн человек, может предоставить рабочую силу.

Для России и Китая, между которыми всего 35 лет назад случались кровопролитные пограничные стычки, движение к все большей прозрачности границ поразительно.

«Поток пассажиров в 2003 году вырос на 22%, до 175 тыс. человек», – сказал Владимир Пирогов, начальник станции Градеково, глядя, как сотни россиян и китайцев, прибывших из Харбина, проходят таможню за окном его кабинета, таща по 110 фунтов беспошлинных товаров.

Объем грузовых перевозок в 2003 году вырос на 27%, несмотря на трудности, связанные с разной шириной колеи в двух странах. Россия инвестирует 90 млн долларов в пятилетнюю программу, направленную на увеличение вдвое пропускной способности железной дороги здесь и в Забайкальске.

Раз в месяц российские и китайские железнодорожники встречаются, чтобы обсудить новые проекты, чаще всего – прокладку оптоволоконного кабеля вдоль участка международной сети протяженностью 2 тыс. миль. Еще одно любимое предложение – строительство двух скоростных линий для доставки китайских грузов на Транссибирскую магистраль. Одна такая линия, открывшаяся в декабре, уже получила название «золотой».

Улучшив железнодорожное сообщение, Россия надеется усилить свою роль в транзите китайских грузов из пяти крупных российских портов на Японском море.

В феврале было открыто автобусное сообщение между Владивостоком и Харбином, исторической столицей Маньчжурии. Самое лучшее асфальтовое покрытие в регионе – на шоссе, ведущих к пограничным пунктам, поскольку российские губернаторы охотно вкладывают рубли в дороги, которые принесут экономическую отдачу.

16 января пограничный город Хейхе стал новой моделью экономической свободы, которая, похоже, заразила и тех, кто находится с российской стороны границы. Китайские власти объявили весь город зоной свободной торговли, разрешив россиянам находиться там без визы 30 дней, приезжать на своих машинах и покупать недвижимость.

В первые три недели количество приезжающих в город россиян увеличилось на 50%, трое россиян купили квартиры. Для укрепления связей с Россией в городе планируется построить две промышленные зоны и международный аэропорт.

Это огромная перемена для российского Дальнего Востока. К Китаю здесь привыкли относиться как к угрозе, а не как к возможности.

Времена меняются, сказал Дарькин. Когда его предшественник, Евгений Наздратенко, передавал ему бразды правления, он предупредил: «Гони китайцев».

New York Times Джеймс Брукс

15:25 31 марта

Переведено 31 марта 2004

InoPressa.ru

InoPressa.ru

*