АвтоВАЗ, борясь с ростом товарных запасов, пошел на решительные меры. Как стало известно РБК daily, АвтоВАЗ начал поставлять дилерам автомобили без предоплаты. Это позволяет дилерам сократить объем вложенных в товар средств в 1,5—2 раза. Правда, новая схема доступна не всем, а только тем, кому удалось договориться с автопроизводителем лично. Впрочем, по мнению участников рынка, такие меры надо было предпринимать еще год назад.

ОАО «АвтоВАЗ» в 2006 году сократило продажи автомобилей Lada на 2,8% по сравнению с 2005 го­дом. Общий объем продаж автомобилей в 2006 году составил 724 тыс. Годом ранее на внутреннем рынке было продано 648 тыс. автомобилей, на экспорт отправлено 96 тыс. 484 машины, и таким образом общий объем реализации за 2005 год составил 744,5 тыс.

С января АвтоВАЗ начал отгружать машины дилерам без предоплаты. Вексельная схема оплаты перестала работать с начала года. Планировалось, что с января дилеры будут расплачиваться за машины аккредитивами, то есть своими обязательствами заплатить банку, работающему с АвтоВАЗом, после поставки автомобилей. Однако, как ранее рассказывал РБК daily источник в ВТБ, банки не были заинтересованы в том, чтобы брать на себя обязательства дилеров.

На АвтоВАЗе нашли решение этой проблемы. «Мы оплачиваем машины по факту их прихода в региональное управление поставок, а не при заказе, как раньше. Это уменьшает размер наших вложений в товар в 1,5—2 раза», — сказал РБК daily один из дилеров. По его словам, раньше, чтобы продавать 1 тыс. машин в месяц, компании было необходимо иметь 1 тыс. оплаченных машин на складе и еще 1,5 тыс. предоплаченных автомобилей. «Теперь нам достаточно иметь 1 тыс. машин на складе. Зимой, когда продажи идут не очень активно и оборотных средств недостаточно, это особенно актуально», — пояснил он.

По его словам, завод активно пытается разгрузить свои складские мощности. По данным портала Ladaonline, сейчас товарные запасы АвтоВАЗа составляют около 130 тыс. автомобилей, из них около 83 тыс. находятся у дилеров, еще около 36 тыс. — на складах управлений региональных поставок, а остальные — в пути.

«Раньше в ответ на жалобы дилеров на заводе отвечали, что дилеры просто не умеют работать и слишком увлеклись продажами иномарок. Теперь ситуация изменилась. Правда, вопрос о том, не слишком ли все это поздно, остается», — говорит источник РБК daily в одной из дилерских компаний. Впрочем, новая схема работы доступна не всем. По словам еще одного дилера АвтоВАЗа, возможность оплаты машин по факту поставки — результат личных договоренностей между продавцом и заводом.

Подробнее в материале на сайте РБК daily

***