Объединение «Красэйра», ДАЛ, ОАО «Авиакомпания «Самара», ОАО «Авиакомпания «Омскавиа»» и ОАО «Сибирская авиатранспортная компания» («Сибавиатранс») — давняя идея частных акционеров трех первых компаний дружественных менеджменту «Красэйра» во главе с братьями Борисом и Александром Абрамовичами.

Премьер Михаил Фрадков вчера согласовал и отправил на подпись президенту Владимиру Путину проект указа о создании ОАО «Эйрюнион». Указ предполагает образование новой авиакомпании на базе одноименного авиаальянса во главе с «Красноярскими авиалиниями». Таким образом, будет реализована давно лоббируемая идея частных акционеров перевозчика – именно они получат контроль в новом АО. Отраслевые эксперты считают, что главная задача «Эйрюнион», которая станет третьей в России по объемам пассажироперевозок,– повышение эффективности: сейчас ее темпы роста перевозок отстают от конкурентов.

Как рассказал Ъ правительственный источник, вчера премьер Михаил Фрадков поставил свою подпись под проектом указа президента о создании ОАО «Эйрюнион».

Вчера же соответствующий документ с исходящим номером 590п-П13 был направлен на подпись президенту Владимиру Путину, сообщил собеседник Ъ. Проект указа предполагает исключение ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» и ОАО «Авиакомпания «Домодедовские авиалинии» («Красэйр» и ДАЛ, лидеры авиаальянса AiRUnion) из списка стратегических предприятий и создание на базе альянса AiRUnion объединенной авиакомпании. Таким образом, правительство наконец дало старт документам, поступившим из Минэкономразвития прошлой осенью (идея появилась летом 2005 года). Официально в администрации президента и правительстве эту тему не комментируют. Однако анонимно несколько представителей правительства и Минэкономразвития, готовившего сделку, Ъ это подтвердили. «200%, что это так. На прошлой неделе проект завизировал вице-премьер Сергей Иванов»,– говорит собеседник Ъ в министерстве. Интересно, что господин Иванов поставил свою подпись еще в качестве главы Минобороны.

Объединение «Красэйра», ДАЛ, ОАО «Авиакомпания «Самара»», ОАО «Авиакомпания «Омскавиа» и ОАО «Сибирская авиатранспортная компания» («Сибавиатранс») – давняя идея частных акционеров трех первых компаний (в «Омскавиа» и «Сибавиатрансе» нет госпакетов), дружественных менеджменту «Красэйра» во главе с братьями Борисом и Александром Абрамовичами.

По словам источника Ъ, после подписания указа президента начнется регистрация нового ОАО «Эйрюнион», в оплату уставного капитала которого в качестве имущества будут внесены пакеты акций всех пяти компаний. Соотношение долей частников и госсобственника в новом АО составит 55% на 45% соответственно. Против такой конфигурации выступало Росимущество (см. Ъ от 15 июня 2006 года), однако Минэкономразвития не поддержало подведомственное агентство.

В госсобственности 51% акций «Красэйра», 50,04% – ДАЛ, 46,5% – «Самары». В 2006 году участники альянса AiRUnion перевезли около 3,3 млн пассажиров. Это третье место после «Аэрофлота» (7,3 млн) и «Сибири» (4,9 млн) и больше, чем у ГТК «Россия» (правопреемник «Пулково»; чуть более 3 млн). Суммарный парк – около 100 самолетов.

В «Красэйре» и AiRUnion вчера перспективы создания объединенной авиакомпании комментировать отказались. Ранее топ-менеджеры говорили, что это позволит снизить операционные издержки и повысить капитализацию пакетов. Аналитик БД «Открытие» Кирилл Таченников оценивает справедливую стоимость «Красэйра», исходя из финансовых показателей компании, в $150 млн, объединенной авиакомпании, исходя из пассажиропотока и сравнения с торгуемыми конкурентами,– в $600 млн (для сравнения: капитализация «Сибири» в РТС сейчас более $300 млн). Оценки аналитика Rye, Man & Gor Securities Олега Судакова скромнее: $141 млн стоит «Красэйр», его доля в альянсе 60%, значит, ОАО «Эйрюнион» стоит не более $220 млн.

Кроме того, как говорили ранее в AiRUnion, объединение необходимо для упрощения отношений с венгерской Malev (аффилированная с AiRUnion Airbridge Rt завершает сейчас приобретение этой авиакомпании) и вступления в один из мировых авиаальянсов – Star Alliance или OneWorld. Впрочем, отмечает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, прежде всего «Эйрюниону» нужно будет решить вопрос с эффективностью своей деятельности. В 2006 году объем перевозок «Красэйра» увеличился всего на 2%, альянса AiRUnion – на 4%. Это на порядок меньше, чем у «Ютэйра» и «Трансаэро», прямых конкурентов «Эйрюниона» с сопоставимыми объемами перевозок.

СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН

*