Вчера Фонд «Право матери» направил президенту России предложения по поправкам в законодательство о социальной защите семей погибших солдат. Поддержать такие поправки президент пообещал на своей недавней пресс-конференции. По данным правозащитников, в российской армии ежегодно гибнут 3 тыс. человек, и во многих случаях родители погибших солдат не получают от государства вообще никакой помощи.

Право каждой матери – дождаться своего сына из армии.Фото: ИТАР-ТАСС. ВАЛЕРИЙ МАТЫЦИН

На своей пресс-конференции 1 февраля Владимир Путин сказал, что «лично готов поддержать любые поправки в законодательство, которые будут направлены на обеспечение интересов семей погибших наших военнослужащих». По словам президента, «нужно только, чтобы законодатель и соответствующие ведомства вышли с обоснованными предложениями». Первым с предложениями вышел Фонд «Право матери», который защищает интересы родителей погибших солдат. Правозащитники направили в кремлевскую администрацию 15 поправок, подготовленных юристами фонда. Напомним, что по российским законам правом законодательной инициативы обладают только президент, правительство, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации и региональные законодательные собрания. Председатель Фонда «Право матери» Вероника Марченко надеется, что теперь президент внесет предложенные поправки в Госдуму и добьется их принятия.

Действующий закон «О статусе военнослужащего» считает членами семьи солдата его жену и детей, которых у призывников, как правило, нет. Родителей же членами семьи не считают, а потому в выплате пенсии по случаю потери кормильца им отказывают. Впрочем, родители погибших солдат хотя бы имеют право на единовременное пособие, которое составляет около 150 тыс. рублей. Если же призывник воспитывался дедушкой и бабушкой или приемными родителями, им и этого не положено. Поэтому правозащитники предлагают приравнять дедушек, бабушек и приемных родителей к обычным, а также разрешить братьям и сестрам погибшего солдата наследовать эти льготы. К последней поправке подтолкнула недавняя история Иры Башлыковой из Самарской области. У нее в Чечне погиб брат, а затем в течение года умерли отец и мать. И девушка осталась одна, не имея права ни на какую помощь от государства.

В случае самоубийства солдата правозащитники предлагают выплачивать родителям страховку (25 тыс. рублей) в том случае, если окажется, что солдат страдал психическим заболеванием, то есть не должен был подлежать призыву, однако был призван. Сейчас выплаты положены только в том случае, если доведение до самоубийства было доказано через суд, то есть кто-то за это осужден. Болезненное состояние человека само по себе в расчет не принимается.

Предложено также приравнять все случаи гибели солдат, кроме связанных с противоправными действиями, к гибели «при исполнении обязанностей военной службы». Сейчас исполнением обязанностей военной службы считается выполнение приказа командира. Если же солдат гибнет в казарме от дедовщины, это исполнением обязанностей военной службы не считается. Вероника Марченко, в свою очередь, утверждает, что «если солдат был в части, а не дома у мамы», значит, он автоматически исполнял обязанности военной службы.

Кроме того, государство хотят обязать раз в 10 лет проводить ремонт надгробных памятников на могилах погибших солдат, потому что у их родителей часто на это нет ни сил, ни денег. Родителям погибших солдат предлагается предоставить право на бесплатный проезд раз в году до места гибели или захоронения сыновей. Так, в Подмосковье существует Богородское кладбище, где похоронены 200 неопознанных солдат, которые погибли в Чечне. Многие родители со всей России ездят туда, считая, что там лежат их сыновья. И, наконец, действующий закон «О воинской обязанности и военной службе» освобождает от призыва только родных братьев погибших солдат. А если, к примеру, мужчина и женщина поженились, когда у него и у нее были сыновья от предыдущего брака, то гибель одного из сыновей не освобождает от призыва другого. Правозащитники же предлагают не призывать в армию всех братьев – как родных, так и «неполнородных».

СПРАВКА

По данным Фонда «Право матери», в Российской армии ежегодно гибнут 3 тыс. солдат. А минувший год оказался рекордным. В фонд обратились родители 4991 погибшего солдата, однако многие родители обращаются в фонд лишь спустя годы после гибели сына. Главной причиной гибели являются самоубийства – 47% случаев. Другие причины гибели – аварии и несчастные случаи (19%), убийства (14%) и болезни (9%). Лишь в 11% случаев военные признают, что солдаты погибли при исполнении обязанностей военной службы, и только эта группа родителей не имеет проблем с социальными выплатами. Остальным приходится судиться с Минобороны и Пенсионным фондом. При этом треть случаев гибели солдат приходится на мирный Московский военный округ.

АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО

21 февраля 2007 г.

Новые Известия

***