Обычно в начале года спрос на новые иномарки утихает. Но сегодня ничего подобного не наблюдается. Дефицит недорогих популярных новинок велик как никогда. На некоторые «иностранки» российской сборки банк заказов приближается к 30 тыс. Очередь на надежные и недорогие машины растягивается порой почти на год. Впрочем, как выясняется, ее можно и купить.

Уже четвертый год подряд Россия бьет все рекорды по продажам автомобилей: годовые квоты на поставку иномарок расходятся за месяц-полтора. По данным специалистов, только за первое полугодие 2006 года новых иномарок продано у нас на 9 млрд. долларов, это почти как за весь 2005 год. За прошлый год число ввезенных в страну новых «иностранок» составило около 1 млн. штук. Плюс автомобили российской сборки, плюс подержанные машины, которые пригнали из-за границы. Итого получается 2,3 млн. авто. Тем не менее спрос сильно превышает предложение. Российские дилеры постоянно просят автозаводы в Корее, Японии, Германии, Франции и Швеции увеличить квоты, но машин все равно не хватает.

Автомобильный дефицит прежде всего касается доступных по соотношению цена–качество моделей и популярных новинок. Ведь нашего массового потребителя, все еще стесненного в средствах, чаще интересует самая дешевая, базовая версия. Люксовые модификации в салонах нередко стоят, что называется, бери – не хочу. «Давку», по мнению экспертов, усиливает еще и постоянное обновление моделей. Примечательно, что скидки на прошлогодние модели, которые практиковали автосалоны еще сравнительно недавно, сегодня дилеры делать не спешат. «Модели, за которыми стоят в очереди месяцами, пользуются популярностью в любом случае, поэтому делать на них скидки нет смысла», – рассказал «НИ» менеджер отдела продаж одного из известных автосалонов Москвы. По его словам, уценку «за старость» можно получить лишь на непопулярные или дорогие машины стоимостью не меньше 30 тыс. долларов. К тому же бюджетные модели, как правило, покупаются не на год, а «на ближайшую пятилетку», так что точный год рождения машины мало кого волнует, уверяют ритейлеры. Аналитик консалтинговой компании Елена Мостовая убеждена, что автосалоны могли бы проводить более гибкую маркетинговую политику. «Например, желающим приобрести Ford Focus дилеры могут настоятельно порекомендовать Fusion. И так реализовать весь модельный ряд», – рассказала она «НИ».

Причины бума, в общем-то, понятны. Финансовый аналитик Дмитрий Кипа убежден, что причиной высокого спроса на автомобили являются быстрорастущие доходы населения и развитие автокредитования, «с помощью которого приобретаются 2/3 иномарок в стране». Свою роль, разумеется, сыграло и техническое отставание продукции отечественного автопрома, которая хоть и отличается ценовым преимуществом, но вместе с тем все меньше нравится автомобилистам. Однако прошлый год, в течение которого и сформировался небывалый дефицит иномарок, характерен еще одной особенностью, подхлестнувшей спрос на машины.

Подробнее в материале газеты Новые Известия

***