Поводом для встречи с самарским художником Евгением Штыровом стала его недавняя творческая поездка в страну Нострадамуса и Коко Шанель, Ренуара и Эдит Пиаф, в страну любви, вина и старинных замков. Одним словом – во Францию.

Евгений, во Францию Вы попали по приглашению или по собственной инициативе?

Началось все с того, что меня в качестве председателя жюри пригласили на международный фестиваль «Мир вокруг нас», который проходил в Сызрани. В нем принимали участие, как детские художественные школы, так и отдельные художники. В Сызрань съехались представители 7 стран, в том числе баски, сербы, французы, индийцы. Концерты, выставки, даже карнавал – это то немногое, что состоялось в период фестиваля. Заключительным аккордом стало гала-представление в местном драматическом театре, где в торжественной обстановке и в присутствии мэра и московских гостей были вручены дипломы и памятные призы.

Кстати, во время фестиваля проходила выставка работ преподавателей художественных школ. Я тоже представил свои картины, которые чем-то приглянулись Клоду Револьте. Клод — француз, хозяин частной художественной школы, интересуется живописью, литературой, театром. Он-то и предложил посетить Францию. Поездку приурочили к фестивалю поэзии и творчества, посвященному великому поэту и драматургу Жану Кокто.

Он пригласил Вас одного?

Нет. Нас была целая группа. Большинство из Сызрани. Летели мы через Швейцарию и Данию, транзитом через Париж. Франция нас встретила прекрасными дорогами – ровными, чистыми. Кстати, именно поэтому французы даже дома не снимают уличную обувь. Но меня как человека русского это несколько коробило, и я только однажды по примеру Клода прошел в дом в обуви.

Вторым «удивлением» стали сами французы. Гостеприимные, веселые и жизнерадостные. Третьим – национальная французская кухня. Вообще, французы – гурманы. Они любят хорошо и вкусно поесть, а также выпить. Причем, вино они употребляют и на завтрак, и на обед, и на ужин. Это норма. Еще одной особенностью французов является способ отдыхать. Отдыхают они иначе, чем мы. Для них отдых – это занятие своим любимым делом. Кто поет, кто рисует и т.д. Не всегда профессионально, но от души. Они даже устраивают любительские концерты. Часто в церквях, которых во Франции много. Причем, датируются они 12-18 вв.

На следующий день после нашего приезда состоялось официальное открытие выставки, на которой были представлены и мои работы. Около 30. Кстати, во Франции я продал свою последнюю картину «Масленица» одному антиквару за 2,5 тыс. евро. Открытие было красочным. Выступали музыкальные коллективы. Пели и мы.

А что же Франция?

Хочется поблагодарить Клода, благодаря которому мы смогли увидеть эту прекрасную страну. Он, не смотря на сильную занятость, организовал нам несколько экскурсий и поездок. Особенно запомнилась первая встреча с Атлантическим океаном. И хотя погода в тот день была пасмурной мне удалось искупаться. Правда, я сильно порезался о ракушки, так как выбрал место, где местные жители не купаются. Но это мелочи по сравнению с полученным удовольствием.

Были мы и в Руане, портовом городке. Там посетили местный костел – современное сооружение из железобетона, очень высокое, не стандартное для католиков, в несколько уровней. Ездили и в город Сант (побратим Владимира). Там живет местная знаменитость – художник Жан-Клод. С ним мы договорились осенью (сентябрь-октябрь) порисовать на одном из живописных близлежащих островов.

15 марта основная группа улетела в Россию. Я остался, переселился в дом Клода. В большой, красивый дом, который стоит на берегу живописного озера. Вообще во Франции тихо и несуетно. Вот только один пример. Клод познакомил меня с художницей из Санта по имени Катрин. В ее 2-этажном доме живут 2 кошки (Золушка и Дьявол). Кроме того, она дружит с ланями, которые приходят к ней из леса. Она их кормит с рук и они ее не бояться!

Клод возил меня на заброшенную мельницу (14-15 вв.). Он хочет приобрести ее для создания творческой базы для поэтов и художников. Но поскольку место заброшенное, то оно требует капитальных вложений.

А в Париже Вы были?

Да. Добирался сначала автобусом, потом поездом. Посмотрел Эйфелеву башню. Франция очень красива сверху. Посетил Монмартр, где ко мне не очень доброжелательно отнеслись, когда узнали, что я тоже художник. Оказывается, французские художники с Монмартра не любят своих коллег.

Так каков же итог поездки?

Полезные знакомства и связи. Кроме того, я удачно продал несколько работ и написал много новых. В основном это этюды. Кроме того, мне подарили коньяк и массу впечатлений, а также перспективу. Возможно, когда-то я буду преподавать в школе Клода.

*