В обзоре российских газет:

* Сочи проверят на олимпийскую профпригодность

* В Красноярске прошел IV экономический форум

* В катастрофе под Донецком обвинили экипаж

Инспекторы МОК сравнят Сочи с Пхенчханом и Зальцбургом

Сочинская ставка

В воскресенье в Сочи прибыла оценочная комиссия Международного олимпийского комитета (МОК). По словам «Коммерсанта», от ее выводов во многом будет зависеть, сможет ли российский город составить конкуренцию соперникам в борьбе за право провести зимнюю Олимпиаду 2014 года — австрийскому Зальцбургу и корейскому Пхенчхану.

Перед экспертами олимпийские объекты инспектировал министр экономического развития и торговли Герман Греф. По мнению «Известий», Греф впервые предстал не только как эксперт по экономической стратегии, но и как дизайнер, стилист и даже шоумен.

Предметом инспекции главы Минэкономразвития были возведенные в спешке красивые переносные шатры на высоких помостах. В каждом из них были макеты и схемы будущих олимпийских объектов.

«Оценочной комиссии МОКа предложат посмотреть на красивые горы и помечтать. А Герман Греф постарался, чтобы всем было комфортно этим заниматься. Министр самостоятельно проверял, где удобнее стоять, как выгоднее расположить макет, удобны ли стульчики, виден ли ролик на экране», — продолжает издание.

Когда комиссия МОКа закончит свою работу, Минэкономразвития окончательно утвердит федеральную целевую программу по развитию Сочи как горно-климатического курорта. Предполагается из бюджета выделить 196 млрд рублей, еще 124 миллиарда государство надеется привлечь у бизнеса.

По словам «Известий», правительство решило убить сразу двух зайцев — и поучаствовать в гонке за право проведения Олимпиады, и превратить город в курорт мирового уровня. «Олимпиада — не самоцель, — признался Греф. — То, что мы собираемся делать, — мы будем делать для сочинцев и туристов, которые здесь будут отдыхать». Так министр вывел беспроигрышную формулу всей кампании, замечает издание.

Впрочем, по мнению «Газеты», далеко не все жители города ожидают приезда оценочной комиссии с радостным нетерпением. В воскресенье уже не в первый раз состоялся митинг протеста против проведения Олимпийских игр в Сочи. Около двух часов почти тысяча человек на площади у здания горадминистрации призывала власти отказаться от организации Олимпиады, способной, по их мнению, уничтожить Сочи как город-курорт.

«Выступавшие говорили об игнорировании интересов местных жителей при застройке территории Сочи, о незаконности изъятия земель Сочинского национального парка под строительство олимпийских объектов», — рассказывает издание. Их позицию иллюстрировали плакаты: «Природа — олигархам, пеньки — потомкам», «Олимпиаде не место в нацпарке!», «Спасите природу, остановите Олимпиаду!».

400 млрд долларов на восток

До 2015 года российские компании вложат 400 млрд. долларов в новые инвестиционные проекты. Таковы данные Института региональной политики, их представил на Красноярском экономическом форуме местный губернатор Александр Хлопонин.

По словам газеты «Ведомости», большинство этих денег пойдет на восток России. Чтобы проекты осуществились, государство должно потратить 150 млрд долларов , а тысячи россиян — переселиться в Сибирь.

Больше всех собираются потратить нефтегазовые компании: они должны реализовать 24 проекта, но на сумму 145 млрд долларов.

«За последние 100 лет это уже третья попытка освоить восток», — напоминает изданию директор Института региональных проблем Максим Дианов. В 1930-е годы был целый «нацпроект» по переселению. Позже освоению востока поспособствовала война — туда эвакуировали предприятия.

По мнению «Ведомостей», новой попытке завоевать восток могут помешать две проблемы. Во-первых, 90% проектов нереализуемы без государственных инвестиций в автодорожную, железнодорожную, электросетевую и коммунальную инфраструктуру.

Во-вторых, сейчас амбициозные проекты некому реализовывать. У всех дальневосточных регионов отрицательный показатель чистой миграции, ежегодно их покидает до 300 человек на 10 000 жителей, заключает издание.

После выступления Хлопонина красноярский форум стал бенефисом управляющего директора российского филиала глобального инвестиционного банка Merrill Lynch Сергея Алексашенко. По словам «Газеты», он терзал вопросами не только начальника экспертного управления президента Аркадия Дворковича, но и зампредседателя правления «Газпрома» Валерия Голубева.

«Мне вот интересно, все-таки отберет «Газпром» у ТНК-ВР Ковыкту или нет?» — не в бровь, а в глаз спросил Алексашенко. «Нам нужен газ», — только и смог ответить Голубев.

Алексашенко вернулся к главной теме форума — инвестициям. Он спросил главу МЭРТа Германа Грефа, откуда возьмутся деньги на вложения. «Я считаю сделку между «Газпромом» и СУЭК опасной крайностью. Если мы активы «Газпрома» будем применять ко всем компаниям, используя слияния и поглощения, то получим государственный монопольный капитализм образца XIX века, который отбросит страну далеко назад», — цитирует издание Грефа.

Обозреватель «Газеты» Константин Смирнов, говоря о результатах экономического форума, соглашается с тем, что в современной России рынок, конечно, есть. Но, судя по всему, жизнь его складывается тяжело, если не сказать — безнадежно. О чем и предупредил участников экономического форума в Красноярске Герман Греф.

«Прибьет рынок «Газпром». Конечно, вслух об этом Греф не говорит. Прямолинейность и откровенность в спорах вокруг газовой сверхмонополии в последнее время чреваты закатом политической карьеры, — продолжает обозреватель. — Тем не менее Греф все же не сдержался и обвинил «Газпром» в создании такого государственного монопольного капитализма.

«Похоже, Греф — последний из могикан в российском правительстве, который не боится быть Кассандрой. А прогноз очевиден: госмонополии убьют либеральные экономические реформы», — делает вывод обозреватель.

В режиме сваливания

В субботу в Санкт-Петербурге глава Минтранса РФ Игорь Левитин назвал причину катастрофы под Донецком Ту-154М «Пулковских авиалиний». По его словам, всему виной человеческий фактор. Левитин отметил при этом, что имена виновных назовут лишь после того, как расследование катастрофы завершит Генпрокуратура РФ. Об этом пишет на своих страницах «Коммерсант».

Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) пришли к выводу о том, что в катастрофе Ту-154М «Пулковских авиалиний» виноват экипаж самолета. В МАК считают, что к трагедии привело отсутствие контроля за скоростью полета, а также «невыполнение указаний «Руководства по летной эксплуатации» (РЛЭ) по недопущению попадания самолета в режим сваливания».

«Мы не согласны с выводами комиссии. Это удобная для всех позиция. Следователи прокуратуры придут к выводу о виновности экипажа, а за отсутствием тех, кого следует привлекать к уголовной ответственности, дело закроют», — заявил «Коммерсанту» представитель родственников погибших Виталий Юсько, потерявший в авиакатастрофе сестру.

По его словам, родственники погибших намерены добиваться публикации доклада госкомиссии и требовать у Генпрокуратуры проверки всех факторов, которые могли привести к катастрофе.

Между тем, как отмечает «Независимая газета», сразу же после обнародования итогов расследования глава Минтранса РФ Игорь Левитин заявил, что самолеты Ту-154 и Ту-134 будут выведены из парка авиакомпаний, которые занимаются пассажирскими перевозками, в течение пяти лет. По его словам, таких лайнеров в России сейчас около 270. «Но, к сожалению, нам нечем пока заменить этот парк», — цитирует издание министра.

По словам «Новой газеты», неожиданностей не оказалось: еще в ноябре было известно, что причина катастрофы — человеческий фактор: пилотам не хватило опыта. Однако главные итоги расследования в другом, уверено издание, едва ли не впервые авиакатастрофа вызвала глобальные изменения во всей гражданской авиации.

Во-первых, Игорь Левитин объявил об ужесточении требований к подготовке пилотов. Теперь вместо прежних 60 они должны будут налетать минимум 150 часов.

Во-вторых, Россия отказывается от самолетов Ту-134 и Ту-154. Вместо них планируется использовать аэробусы А-320 и новые российские самолеты Sukhoi Superjet 100.

В-третьих, будут увеличены страховые выплаты пассажирам — до 75 тысяч долларов на каждого погибшего вместо 3,8 тысячи долларов, получаемых сейчас.

«Остается непонятным одно — совместимость указа министра с жизнью, — полагает «Новая газета». — Чем можно заменить 270 «Тушек»? Даже компаниям «Боинг» и Airbus, вместе взятым, столько за пять лет не построить. Соответственно, использовать придется подержанную технику. И неизвестно, будет ли она менее опасна, чем «Ту».

Обзор подготовила Ольга Лесникова, Служба мониторинга Би-би-си

понедельник, 19 февраля 2007 г., 06:56 GMT 09:56 MCK

Би-би-си

***