Москвичи стали дольше жить. За последние 12 лет продолжительность жизни в столице увеличилась на 9 лет. А в целом по России за тот же период всего на полтора года.

При этом женщины живут на 10 лет дольше мужчин. Но у всех без исключения — и у представителей слабого, и сильного пола — шанс на более долгую жизнь увеличивается, если они обитают в центре. Сколько бы москвичи ни ругали «пробки» и неблагоприятную экологическую обстановку. Об этом свидетельствуют данные исследования демографической ситуации в Москве, проведенного специалистами Института социально-политических исследований РАН совместно с учеными из ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения.

Рассказывает старший научный сотрудник последнего Виктория Семенова:

— Например, нас заинтересовало, почему в Хамовниках или Замоскворечье люди живут в среднем на четыре года дольше, чем в Выхине и Кузьминках?

В центре Москвы мужчины вообще живут дольше всех своих собратьев — 70 лет. В общем, столько же, сколько в странах Центральной и Восточной Европы, в то время как в среднем по столице представители сильного пола живут лишь 59 лет. Благополучными по продолжительности жизни считаются в городе также Север, Юго-Запад и Северо-Запад. Неблагополучные административные округа — Восточный, Юго-Восточный и Южный. Такая же география у женщин — больше всего, в среднем по 77 лет, живут дамы в центре и чуть меньше — проживающие на Юго-Западе и Северо-Западе.

Как ни странно, на первый взгляд, одним из основных факторов, влияющих на продолжительность жизни, по мнению ученых, является… уровень образования. Даже материальное благополучие отражается меньше на этом показателе. Хотя, безусловно, чем лучше человек обеспечен, тем больше у него возможностей вести здоровый образ жизни, а при необходимости получить и высококлассное медицинское обслуживание. В Южном, Восточном и Юго-Восточном округах, где уровень образования жителей ниже, заметно меньше и продолжительность жизни: примерно на 2 года у женщин и на 2,5 — у мужчин.

— На Западе давно установлено, что дольше всех живут вузовские профессора, хотя они и не самые высокообеспеченные представители общества, — рассказывает Виктория Семенова. — Обладая высоким интеллектом, они имеют представление о реальных факторах риска для здоровья, следят за правильным питанием, знают, в чем стоит себя ограничить.

Печально, но факт: в последние годы в Москве сильно возросла смертность среди трудоспособного населения в возрасте от 20 до до 39 лет. Больше всего среди молодых, социально адаптированных и уже вставших на ноги людей умирает от сердечно-сосудистых заболеваний. Причем одинаково страдают ими и мужчины, и женщины. Хотя первые — чаще. Если рассматривать картину сердечных заболеваний по округам, то получается, что больше всего им подвержены жители неблагополучных районов тех же Востока и Юго-Востока столицы, а зоной благополучия являются Центральный и Юго-Западный округа.

На втором месте среди причин смертности стоят травмы и отравления. Здесь демографы не смогли выявить благополучные и неблагополучные территории. Травятся люди везде примерно одинаково. Если конкретизировать, что именно ученые понимают под травмами и отравлениями, то оказывается, что на первом месте стоят дорожно-транспортные происшествия (20,3 процента), случайные падения (14,8), повреждения без уточнений причин (14,6), убийства (11), самоубийства (10,6 процента). Случайные отравления некачественным алкоголем в столице встречаются редко (всего в 5 процентах случаев).

Что удивляет в картине московской смертности, так это высокая доля гибели людей от неточно установленных диагнозов: практически каждый восьмой житель умирает в трудоспособном возрасте неизвестно почему. Ученые считают, что эти случаи тоже можно отнести к смертям от травм и отравлений.

— Важно еще различать две категории населения Москвы — коренных жителей и пришлое население, — говорит Виктория Семенова. — Социальный статус «немосквичей» ниже, чем коренных жителей, соответственно и живут приезжие меньше, а умирают — чаще. На их долю, по данным Семеновой, приходится больше 10 процентов смертей, которые чаще всего наступают от пневмонии, инфекционных заболеваний и других маргинальных причин.

— Москва, безусловно, не всегда была лидером низкой российской смертности, — констатируют в ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения. — В 60-70-х годах прошлого века столица находилась примерно посерединке в стране. Мужчины в ту пору доживали в среднем лишь до 66 лет, а женщины — до 74-х. Однако с конца 90-х ситуация кардинально изменилась. Почему? Потому что в Москве более высокими темпами растет уровень доходов, а уровень медицины и социального обслуживания, поддерживаемых властями, по крайней мере не падает.

Мифы и реальность о смертности

Миф первый. Детская смертность увеличивается год от года. Дети гибнут от патологий, онкологических, сердечных заболеваний, неквалифицированной медицинской помощи.

Реальность. Ничего подобного! Согласно исследованию «Демографическая ситуация в Москве», младенческая смертность за последние 15 лет снизилась вдвое. Ее уровень приблизился к рекомендуемому ВОЗ для европейских стран показателю: 5,5 смертей на тысячу рожденных. В два раза снизилась смертность младенцев от болезней перинатального периода (основной причины младенческой смертности). Умирают же малыши, как правило, от врожденных аномалий.

Что касается детей постарше — до 15 лет — то здесь столица входит в десятку территорий с наиболее низкими показателями. Основной прогресс достигнут в снижении гибели от злокачественных новообразований (у мальчиков — более чем на две трети, у девочек — в два раза).

Миф второй. Онкология — бич ХХI века, который буквально косит людей! От нее нет спасения ни молодым, ни старикам.

Реальность. Онкологическая смертность, согласно полученным данным, весьма успешно снижается во всех возрастах. Онкология — единственное заболевание, смертность от которого падала в период реформ как в Москве, так и в России. Если рассматривать по округам, то меньше всего от рака умирает мужчин в Западном округе, а женщин — в Северо-Западном. А вот Центральный округ, увы, с этой точки зрения считается неблагополучным как у мужчин, так и у женщин.

«Российская газета» №36 (4299), 19.02.07

***