Сегодня начинается общероссийская операция ГИБДД по проверке тонировки на стеклах автомобилей. Мероприятие проводится в профилактических целях. По мнению гаишников, чересчур затемненные стекла влияют на безопасность движения. А в Санкт-Петербурге рейд проводится в рамках борьбы с террором. Правозащитники утверждают, что операция незаконна, и предупреждают о возможном шантаже со стороны инспекторов ГИБДД, которые могут под предлогом проверки изымать права и эвакуировать автомобили.

По мнению гаишников, чересчур затемненные стекла влияют на безопасность движения. А в Санкт-Петербурге рейд проводится в рамках борьбы с террором

Фото: Мария Плотникова / Коммерсантъ

Распоряжение о проведении общероссийской операции «Стекло чистое» с 19 февраля по 5 марта подписал начальник ГИБДД РФ Виктор Кирьянов. По словам инспектора отдела пропаганды ГИБДД Санкт-Петербурга Вадима Матвиенко, подобного масштаба операция «в этом и прошлом годах еще не проводилась» (обычно рейды проводятся лишь на уровне субъектов федерации). Мероприятие, как сообщили Ъ в УГИБДД Московской области, носит профилактический характер. «Чересчур затемненные стекла влияют на безопасность движения, значительно ухудшая обзор для водителя»,– заметил сотрудник управления. А в Санкт-Петербурге, согласно пресс-релизу регионального управления ГИБДД, операция проводится еще и «в целях принятия мер по предупреждению преступлений террористической направленности».

На сегодняшний день в России ограничения по светопропускаемости касаются только передних стекол транспортных средств. Согласно ГОСТу 5727-88, лобовое стекло должно пропускать 75% света, боковые (водительское и пассажирское) – 70%, при этом тонировка не должна быть зеркальной. Если стекла автомобиля, который остановил инспектор, не соответствуют требованиям, то водитель имеет право устранить нарушение на месте, содрав тонировочную пленку, либо заплатить штраф 50 руб. Правда, для такой проверки сотрудник ГИБДД должен измерить светопропускаемость стекла специальным прибором. Из-за этого правовой статус подобных проверок до сих пор не определен: «инструментальный контроль» и «повторный технический осмотр» автомобилей на дорогах запрещены КоАПом – это можно делать только в пунктах проведения техосмотра. Однако в ГИБДД сумели найти лазейку в законодательстве. «Это отнюдь не инструментальный контроль, а применение средств диагностирования, что не запрещено,– объяснил Ъ начальник отдела административных правонарушений и дознания управления ГИБДД РФ Владимир Кузин.– Если стекло черное, то это и так видно, а вот чтобы решить, привлекать водителя к ответственности или нет, нужно определить уровень светопропускаемости с помощью прибора».

«Если автомобиль уже прошел техосмотр, то юридически это дает ему право перемещаться по дорогам без повторной технической проверки на дороге, которая запрещена КоАПом»,– считает глава движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Кроме того, эксперты опасаются, что водители могут столкнутся с превышениями полномочий сотрудниками ГИБДД. Дело в том, что требования соблюдать нормы светопропускаемости прописаны в ПДД не напрямую, а в специальном приложении – «Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», на которое и ссылается КоАП. «Такая формулировка часто приводит к вымогательству со стороны инспекторов,– предупреждает глава Московской коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин.– Не знающих своих прав водителей шантажируют изъятием прав, талона техосмотра и даже эвакуацией автомобиля, вынуждая давать взятки». По словам господина Травина, такие меры сотрудники ГИБДД, как правило, объясняют тем, что автомобиль запрещен к эксплуатации.

О возможных превышениях полномочий инспекторами предупреждают в самой ГИБДД. «Проверка светопропускаемости стекол осуществляется только на стационарных постах, а не на дороге»,– отметил Владимир Кузин.

ИВАН Ъ-БУРАНОВ

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 26/П (№ 3602) от 19.02.2007, ПН

КОММЕРСАНТЪ

***