Российские чиновники и депутаты скоро будут освобождены от тягостной необходимости лицезреть протесты граждан. «Единая Россия» планирует провести сегодня через Госдуму закон, запрещающий митинговать вблизи зданий, в которых расположены федеральные и региональные органы власти. Эксперты говорят, что эти ограничения поставят нашу страну на одну доску с Ливией и Ираном.

18 марта 2003 г. правительство внесло в Госдуму проект закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании». Он уже одобрен профильными комитетами и сегодня будет рассматриваться в первом чтении на пленарном заседании нижней палаты, рассказывает независимый депутат Госдумы Виктор Похмелкин.

Сегодня все публичные манифестации регулируются указом Президиума Верховного совета СССР 1988 г. и указами президента 1992 и 1993 гг. Для проведения митинга, шествия, пикета и т. д. его организаторы должны получать разрешение органов государственной власти или местного самоуправления. При этом право выбора места для мероприятия никак не ограничено.

По новым правилам организаторы публичных мероприятий могут проводить свои акции, лишь информируя власти о своих планах. Зато законопроект существенно ограничивает выбор места для манифестаций. Например, их будет нельзя проводить на «территории, непосредственно прилегающей» к зданиям, занимаемым федеральными и региональными органами власти, представительствами иностранных государств и международных организаций. Под запретом окажутся митинги и пикеты будет возле опасных и вредных производств, транспортных магистралей, культовых зданий и т. д.

Члены контролирующей Госдуму фракции «Единой России», в частности вице-спикер Вячеслав Володин, уже высказались в поддержку законопроекта. Ограничения по месту проведения мероприятий, по словам Володина, которого цитирует ИТАР-ТАСС, «направлены на то, чтобы более эффективно обеспечить безопасность граждан».

Думские «миноритарии» — ЛДПР, КПРФ и «Родина» объявили о намерении голосовать против законопроекта, поскольку он ограничивает свободы граждан.

Похмелкин убежден, что законопроект «не соответствует стандартам демократии». По его мнению , действительно нельзя митинговать лишь там, где есть реальная угроза для жизни и здоровья граждан — например, возле линий электропередач. «Все иные ограничения не следуют из Конституции и надуманны», — полагает Похмелкин. Законопроект публично осудили и известные правозащитники Сергей Ковалев и Людмила Алексеева.

Председатель координационного совета межрегионального профсоюза предпринимателей «Лига свободы» Владлен Максимов называет правительственный законопроект «возмутительным». Он вспоминает, что возглавляемый им профсоюз «родился» в 1998 г в результате акций протеста именно у «присутственных » мест. Тогда митинги предприниматей почти в четырех десятках регионов вынудили правительство отложить на три года введение порядка обязательного использования контрольно-кассовых аппаратов на открытых рынках, рассказывает Максимов.

Сопредседатель Международной экологической группы «Экозащита» Владимир Сливяк приводит другой пример — митинг активистов «Экозащиты» в 2001 г. у стен Госдумы, вынудивший палату тогда отложить принятие во втором чтении законов о ввозе в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ). А весной 2003 г. митинговавшие у стен венгерского посольства добились встречи с послом и приостановления переговоров о ввозе в Россию ОЯТ из Венгрии. Пресс-секретарь калининградского отделения «Экозащиты», борящегося против проектов нефтедобычи рядом с Куршской косой, Алексей Милованов подчеркивает, что «очень часто «авторами» экологических нарушений оказываются власти и поэтому возможность выражать свое мнение в непосредственной близости от «места нарушения» для экологов очень важна».

«Интересы граждан и потребности общества уже никого не интересуют, — констатирует директор Всемирного фонда дикой природы в России Игорь Честин. Он напоминает, что «в большинстве стран даже доступ в «публичные здания», содержащиеся на деньги налогоплательщиков, — резиденции президента, парламент — открытый». «А митинговать у таких мест запрещено разве что в Иране и Ливии, даже в Латинской Америке такие запреты уже не действуют», — напоминает он.

Виталий Иванов Анфиса Воронина

Ведомости 31 марта 2004 № 54 (1094)

Ведомости

*