Масленица-пышка на улицу вышла
Издавна сложилось убеждение, что «не потешить на широкую масленицу — значит, жить в горькой беде и жизнь худо кончить«. Поэтому Масленицу праздновали широко. Недаром русская пословица молвит: «Хоть с себя юбчонку заложить, да маслену (масленицу) проводить«. В традиционном быту всегда считалось, что человек, проведший масленичную неделю плохо и скучно, будет неудачлив в течение всего года. Так что пейте, ешьте, весело провожайте зиму, жгите чучело и будьте счастливы!!! (подробнее…)
«Как на масляной неделе в потолок блины летели»
Вот и дождались мы с вами всеми любимой Масленицы. Праздника, который знаменует окончание зимы и приход долгожданной весны. Русский народ называл масленицу веселою, разгульною тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой. Издавна сложилось убеждение, что «не потешить на широкую масленицу — значит, жить в горькой беде и жизнь худо кончить«. Поэтому Масленицу праздновали широко. Недаром русская пословица молвит: «Хоть с себя юбчонку заложить, да маслену (масленицу) проводить«.
Вся масленичная неделя, «честная боярыня-масленица», переполнена праздничными делами: здесь и веселые песни, и катания на санях, и хороводы, и блины, блины и еще раз блины! Ведь обряды, которые совершаются во время Масленицы, должны приблизить наступление теплых дней, обеспечить богатый урожай и достаток в домах. Главное, чтобы сил, энергии и задора хватило на все, ко всеобщей радости и веселью.
Кстати, каждый день масленицы имеет свое название и требует определенного поведения.
Понедельник — «встреча»
В этот день из соломы делают чучело, надевают на него старую женскую одежду, насаживают это чучело на шест и с пением возят на санях по деревне. Затем Масленицу ставят на снежной горе, где начинается катание на санях.
В Самарской губернии зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам.
Вторник — «заигрыш»
С этого дня начинаются разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах дают представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах большие группы ряженых, в масках, разъезжают по знакомым домам, где экспромтом устраивают веселые домашние концерты. Большими компаниями катаются по городу, на тройках и на простых розвальнях.
А в купеческих домах Самары к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили «позыватки» — люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Отказ тогда объявлялся общим выражением: «у нас состроены у самих горы и гости прошены». Соседи толковали такие отказы по-своему: «здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого». Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
Среда — «лакомка», «разгул», «перелом»
Она открывает угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины.
В старину же согласно традициям в самарских деревнях в этот день вскладчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались медовые пряники, каленые орехи, горячий сбитень (напиток из воды, меда и пряностей). Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
И еще на лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: «хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!».
Бывало, что в этот день в деревнях устраивались «девичьи съезды»: молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и селам отдельно от мужчин и распевали веселые песни. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.
Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, «сколько раз собака хвостом махнет».
Четверг — «разгуляй-четверток», «широкий»
На этот день приходится середина игр и веселья. Начинается «широкая масленица». Празднуется она очень шумно. В эти дни не будет грехом: пить до перехоты, петь до насады, плясать до упаду.
В старой Самаре именно в четверг проходили жаркие масленичные кулачные бои, кулачки. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (помните пословицу «лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся — третий не лезь), бить ниже пояса (поговорка есть «удар ниже пояса») или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» (опять поговорка) или «один на один» (как у французов тет-а-тет — «с глазу на глаз»). А еще в этот день начинали чучело Масленицы возить или крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика — балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим «поездом» с песнями тянулся народ. Наряженные детишки ходили от дома к дому колядовать и пели: «Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!«. Выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.
Пятница — «тещины вечера», «тещины вечерки»
Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощают матерей своих жен блинами да сладостями. Приглашения же могут быть разные: почетные — когда теща со всей своей родней приглашается к праздничному обеду, или простые — на ужин.
Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных «позываток». Чем больше оказывалось «званных», тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что «у тещи зятек — любимый сынок».
Суббота — «золовкины посиделки», «проводы»
В субботу на золовкины посиделки (золовка — сестра мужа) молодая невестка должна приглашать родных мужа к себе в гости.
По традиции, если золовки еще не замужем, тогда она созывает в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа замужем, то невестка приглашает родню замужнюю и со всем поездом развозит гостей по золовкам. Новобрачная невестка должна одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово «золовка», как считалось, происходит от слова «зло», так как сестры мужа относились к невестке («пришедшей невесть откуда«) недоверчиво и настороженно — вспомним, хотя бы русские народные сказки.
Воскресенье — «прощеный день»
Наиболее важным днем масленичной недели считается воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называют Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просят друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности, чтобы встретить новый год с чистым сердцем и легкой душой.
В воскресенье же сжигают чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевают над полями — «на богатый урожай«.
В старину в самарских деревнях жгли костры, но не обычные — из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного. А в самой Самаре костры разводили с другой целью — растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы — холод и лед.
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины в этот день обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного. И, конечно, в Чистый понедельник обязательно мылись в бане.
Блин не клин, брюха не расколет
Знаете ли вы, что настоящие русские блины имеют красный цвет. Не удивляйтесь, ведь «блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей», — писал Александр Куприн. А сколь велико разнообразие блинов, которые в огромных количествах выпекают в масленичную неделю! Праздник Масленицы требует изобилия. Каждая хозяйка старается угостить своих домашних и гостей на славу. Блины должны быть постоянным украшением трапезы, к которой также следует подавать всевозможные сыры, молоко, сметану, масло, мед и… икру. Так что наедайтесь впрок, на весь будущий пост!
Рецептики:
Русские блины с припеком
Блины с припеком были очень популярны на Руси в былые времена. В качестве начинки, которую и называют «припеком», используют самые разнообразные продукты: измельченные грибы, яйца, рыбу, ливер и все, что душа хозяйки или пристрастие хозяина пожелает.
Пекут блины с припеком так: на горячую, смазанную маслом сковороду наливают теста — немного меньше, чем обычно. Когда нижняя сторона блина подрумянится, на блин выкладывают припек и заливают еще одной порцией теста таким образом, чтобы весь припек оказался внутри «блинного пирожка». Затем блин с начинкой осторожно переворачивают на другую сторону и подрумянивают. Можно пойти и другим путем: непосредственно на разогретую и смазанную маслом сковороду положить припек и залить его сверху тестом. В качестве наполнителя можно еще добавить и в тесто различные, мелко нарезанные овощи, что и полезно, и очень вкусно.
Блины из гречневой и пшеничной муки
Поставить опару из 0,75 стакана теплого молока, дрожжей и пшеничной муки. Когда тесто подойдет, ввести в него желтки, теплое масло, сахар и соль. Хорошо взбить, добавляя постепенно гречневую муку и столько теплого молока, чтобы тесто было консистенции сметаны, дать подняться вторично. Затем ввести взбитые белки, перемешать и испечь на раскаленной, смазанной маслом сковороде тонкие блины. Подать со сметаной, подрумяненным на масле луком, тертым сыром.
3 стакана пшеничной муки, 1,5 стакана гречневой муки, 30 г дрожжей, 6 яиц, 1 ч. ложка сахара, 4 ст. ложки сливочного масла, молоко, соль.
Сдобные блины
В эмалированную кастрюлю всыпать гречневую муку, влить 2 стакана теплого молока, предварительно разведя в нем дрожжи. Поставить в теплое место. Когда тесто подойдет, размешать его деревянной ложкой, влить остальное молоко, всыпать пшеничную муку, перемешать.
Вновь поставить в теплое место. Когда подойдет второй раз, добавить яичные желтки, растерев их с растопленным сливочным маслом, сахаром, солью, перемешать. Взбить сливки, добавить яичные белки и еще раз взбить. Перемешать с тестом, поставить в теплое место на 20 минут.
Выпекать обычным способом.
2 стакана гречневой муки, 2 стакана пшеничной муки, 4 стакана молока, 3 яйца, 100 г сливок, 1 ст.л. сахара, 30 г дрожжей, 2 ст.л. сливочного масла, соль по вкусу.
В традиционном быту всегда считалось, что человек, проведший масленичную неделю плохо и скучно, будет неудачлив в течение всего года. Так что пейте, ешьте, весело провожайте зиму, жгите чучело и будьте счастливы!!!
(Репродукция картины художника Кустодиева «Масленица»)
Ольга Петропавловская,
обозреватель Медиа группы «Ваш выбор» ©
*