Генеральный директор Самарского ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» Александр Кирилин рассказывает о работах по созданию стартового комплекса для запусков РН «Союз» на космодроме во Французской Гвиане.

Церемония закладки камня с «гагаринской» стартовой площадки Байконура в фундамент стартового комплекса РН «Союз-СТ» на космодроме во Французской Гвиане запланирована на 26 февраля. В ней примет участие представительная российско-европейская делегация, в том числе руководитель Роскосмоса А.Н. Перминов. Однако работы по созданию стартового комплекса для запусков РН «Союз» продвинулись гораздо дальше первого камня. На месте будущего стартового сооружения вырыт огромный котлован газоотводного лотка, заложен фундамент для стартового сооружения и командного пункта. Широко развернуты работы в России по адаптации ракеты-носителя для запусков с космодрома в Куру.

О том, что уже выполнено российской стороной, и о проблемах, которые только предстоит решить, рассказывает Генеральный директор Самарского ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» Александр Николаевич Кирилин. Напомним, что, согласно условиям контракта, заключенного «Арианэспас» и российской стороной, ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» является головным предприятием в части технической организации этого проекта.

Какого рода адаптацию необходимо провести на РН «Союз», чтобы обеспечить ее использование с космодрома в Куру?

— Российская сторона проводит целый ряд работ по адаптации ракеты-носителя «Союз-2» этапов 1А и 1Б к условиям Гвианского космического центра. В первую очередь, выполняя требование французской стороны, мы устанавливаем на борт так называемую аппаратуру безопасности, которая дает возможность выключения двигателей ракеты с земли. На носителях «Ариан-4» и «Ариан-5» предусмотрена возможность ликвидации их с земли в случае отклонения от курса. По аналогии с «Арианом», специалисты «Arianespace» хотят быть уверенными, что, в случае необходимости, полет носителя можно прервать, и иметь инструмент, который позволил бы сделать это. В отличие от французского носителя, российская РН «Союз» оснащена аппаратурой, которая автоматически подает команду на выключение двигателей в случае нештатной ситуации. Поэтому нам удалось убедить французскую сторону, что нет необходимости подрывать ракету во время полета. Тем не менее, на адаптированном «Союзе» будет установлено французское электрическое оборудование, которое позволит по команде с земли выключить двигатели нашего носителя.

Дополнительно на РН «Союз-СТ» будут установлены радарные ответчики, которые позволят Службе безопасности контролировать положение носителя во время полета с помощью радаров. Также в рамках адаптации РН предусматривается решение задачи затопления отделившихся боковых блоков. На баках горючего каждого бокового блока будет установлен дополнительный клапан, который откроется после его отделения. Баки наполнятся водой, гарантировав таким образом затопление.

Отдельная работа – это адаптация под климатические условия Гвианы. В этой стране, расположенной в экваториальной зоне, температура за всю историю наблюдений не опускалась ниже 18 градусов. Высокая влажность, сезоны дождей, присутствие агрессивных насекомых – все это может помешать нормальной работе ракеты. Однако даже в российских условиях эксплуатации РН «Союз» выдерживает перепад температуры от -40 до +50 градусов по Цельсию. Основной проблемой является образование льда на заправленном носителе из-за высокой влажности. Специалистами ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» были проведены расчетно-теоретические работы и эксперименты, которые показали: «Союз» выдержит испытание тропическим климатом.

Кроме необходимости адаптации ракеты-носителя, предъявляются ли особые требования к российскому наземному оборудованию?

— Согласно условиям контракта, строительство стартового и монтажно-испытательного комплексов, командного пункта, других зданий, а также дорог и коммуникаций, обеспечивается европейской стороной. Все технологическое оборудование, предназначенное для проверки составных частей носителя, подготовки и обеспечения запуска, поставляет Россия, а именно ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», КБ общего машиностроения и НПО им. С.А. Лавочкина. Однако специалисты «Arianespace» должны дать разрешение российским предприятиям на изготовление наземного оборудования для Гвианского космического центра. Эта процедура заключается в проверке соответствия конструкторской документации на российском оборудовании европейским нормам и правилам. В настоящий момент все вопросы по оборудованию «ЦСКБ-Прогресс» решены: оно соответствует всем европейским нормативам и получено разрешение на его изготовление.

Определены ли сроки поставки российского оборудования на космодром в Куру, а также первого запуска?

— На сегодняшний день первый пуск РН «Союз» из Гвианского космического центра планируется в конце 2008 г. Соответственно, наше оборудование должно быть полностью изготовлено в III квартале текущего года. Первый корабль с наземным оборудованием, главным образом от КБОМ, отправится в Гвиану в октябре-ноябре 2007 г., а с оборудованием «ЦСКБ-Прогресс» и НПО им. С.А. Лавочкина – в феврале-марте следующего года. Две первые ракеты должны быть готовы к отправке на космодром к лету 2008 г. Установленные сроки мы, безусловно, выполним.

Какую задачу в рамках проекта «Союз в ГКЦ» Вы считаете сегодня самой актуальной?

— В ближайшее время необходимо обсудить и подготовить к подписанию руководителями «Arianespace» и Роскосмоса контракт на поставку первых 4-х РН «Союз-СТ». Этот контракт должен положить начало коммерческому использованию российского носителя с новой площадки. Запуски «Союза» с экваториального космодрома — это очень перспективный проект: наша ракета получит большие возможности и будет более конкурентоспособной на мировом рынке услуг по выведению различных космических аппаратов.

На фото: Ведется закладка фундамента командного пункта и стартового комплекса для РН «Союз-СТ» в Гвианском космическом центре. Эти фотографии были сделаны в октябре прошлого года. Через две недели мы будем иметь возможность увидеть, какие изменения произошли на месте строительства.

13.02.2007

По материалам Интернет-брифинга пресс-службы Федерального космического агентства

*