Открытие: как быть успешным Валентином?
Выводы одного из крупнейших экспериментов в науке привлекательности, приведенные сайтом Inopressa.ru, оспаривают современные представления о разнице между мужчинами и женщинами. Около 4 тыс. человек принимали участие в интернет-эксперименте, начатом две недели назад на этой странице, чтобы предоставить новую информацию ко Дню св. Валентина.
Некоторые открытия очевидны: в случае с мужчинами полезны богатство, влиятельность, ум и веселость, и чем привлекательнее женщина, за которой вы ухаживаете, тем важнее для нее эти факторы. Некоторые не столь очевидны: женщины редко бывают хороши в постели, когда в качестве вероятных партнеров они желаннее, чем мужчины.
Самым красивым женским лицом чуть больше половины мужчин, оценивавших пять фотографий, назвали лицо самой молодой, 19-летней B. А вот женщины остановили свой выбор на втором по старшинству мужчине и назвали самым привлекательным 29-летнего A.
Это совпадает с тем, чего ждешь от теории эволюции: под красотой в человеке, посылающем сигналы, мы подразумеваем способность к воспроизведению, наличие «хороших» генов для передачи нашим детям, помогая таким образом распространить и нашу ДНК – иными словами, все влечение определяется «геном эгоизма».
Поскольку у женщин репродуктивный период короче, мужчин, по прогнозам, привлекают прежде всего визуальные знаки, сигнализирующие о репродуктивной способности: молодость и биологическое здоровье, на которое указывает физическая безупречность.
Как предсказывает теория эволюции, женщинами, считающими себя наиболее привлекательными, были подростки, тогда как в возрастной группе 26-35 лет лишь 9% женщин назвали себя самыми привлекательными.
Женщины, в свою очередь, похоже, стремятся к «приобретению ресурсов» в лице мужчин, чтобы максимизировать перспективы своих детей. Они предпочитают мужчин постарше, обычно дальше продвинувшихся в карьере, или обладателей «высшего статуса в племени», так как выше вероятность, что они лучше обеспечивают ресурсами.
Действительно, одно из самых больших половых различий обнаружилось в рейтинге значимости финансовых ресурсов – примерно на 50% важнее для женщин, чем для мужчин. Чуть меньший, но все же значительный разрыв появился, когда женщины оценивали значимость карьерных амбиций мужчин.
Эволюционная стратегия предсказывает также, что те, кто нам нравится, находятся под влиянием нашей оценки своей ценности на «рынке». Женщины с большей вероятностью, чем мужчины, сторонятся самого привлекательного партнера, даже если считают, что могут его заполучить, из страха, что, хотя свидание может быть великолепным, в долгосрочной перспективе меньше вероятность, что он останется верным и готовым помочь.
Мужчины более предсказуемы, им нравятся самые эффектные физически женщины, вне зависимости от их способности удержать такую желанную партнершу.
Однако эксперимент продемонстрировал удивительное искажение: женщины больше, чем мужчины склонны считать себя привлекательными для противоположного пола. Хотя 55% мужчин оценили как наиболее привлекательную 19-летнюю девушку, только 26% сочли, что у них есть шанс пригласить ее на свидание. Напротив, почти 38% женщин, проголосовавших за 29-летнего мужчину как наиболее желанного, были уверены, что он пойдет к ним на свидание.
Факт, что среди женщин гораздо меньше консенсуса по поводу того, кто из мужчин физически привлекателен, тоже предсказывает теория эволюции, гласящая, что женщин привлекают качества, меньше связанные с внешностью и больше – с характером и способностями.
В ходе предыдущего исследования мы выяснили, что женщины с большей вероятностью признают верными утверждения типа: «Он не так уж привлекал меня во время наших первых встреч, но со временем я к нему привязалась». Мужчины чаще «влюбляются с первого взгляда». Или это на самом деле «страсть с первого взгляда»?
Эксперимент в интернете обнаружил скрытые элементы, которые следует учитывать при оценке человеком своего шарма. Например, половине участников случайным образом показывали фотографии привлекательных участников своего пола, а затем просили их оценить собственную привлекательность.
Оценка мужчинами своей притягательности падала примерно на 4% после того, как им показывали красивых мужчин. Учитывая, что это было результатом воздействия, длительность которого не превышала 20 секунд, разумно предположить, как влияет на мужскую самооценку хроническое воздействие физически привлекательных мужчин в рекламе, мыльных операх и фильмах. Однако, поскольку женщин физическая привлекательность интересует меньше, чем мужчин, мужчины, возможно, зря беспокоятся.
Интересно, что аналогичный показатель у женщин составлял снижение оценки своей привлекательности всего на 1%. На первый взгляд, это противоречит тому, что можно было бы ожидать, учитывая распространенное мнение, что увлечение СМИ красивыми моделями и актрисами может заставить нормальных женщин чувствовать себя неуютно.
Но, возможно, поскольку в эксперименте использовались просто привлекательные люди, а не супермодели, воздействие было меньше. Возможно также, что женщины, в отличие от мужчин, настолько привыкли видеть красивые ролевые модели, что у них выработался иммунитет к их воздействию.
Успокаивает, учитывая невозможные стандарты красоты, которые представляет Голливуд и индустрия моды, что оба пола назвали чувство юмора и ум наиболее привлекательными качествами потенциального партнера. Но далее по списку женщины называют способность оказать эмоциональную поддержку, а мужчины – внешность.
Хотя можно было бы предсказать, что женщины, оценивая эффектность, поставят красоту детей выше, чем мужчины, пожалуй, потрясением было узнать, что участвовавшие в исследовании женщины считают качество «хорош в постели» более важным, чем мужчины.
Среди женщин, поставивших себе высший балл за привлекательность (10 из 10), 1,5% были сексуально активнее: в среднем у них было 14 сексуальных партнеров по сравнению со средними восемью.
Ум и чувство юмора снова заняли первые места среди наиболее привлекательных для женщин мужских качеств, но особенно привлекательных женщин больше интересовали богатые и влиятельные мужчины с повышенным акцентом (на 12-16% выше среднего) на статусе, финансовых ресурсах и карьерных амбициях. Женщины, которых добиваются, явно ищут «мужчину с планами». Похоже, что верный способ для мужчины стать неотразимым в глазах таких женщин – это статья о нем в разделе City газеты The Daily Telegraph, а не публикация в разделе объявлений.
Женщинам, желающим повысить свои шансы в Валентинов день с мужчинами, которые им больше всего нравятся, будет интересно узнать, что говорит наше исследование о мужчинах высокого полета. Чуть больше чем у одного из 10 заявивших, что он зарабатывает больше 100 тыс. фунтов в год, хотя внешне они ничем не отличались от обычных мужчин, обнаружились два важных отличия. Интерес к политике и текущим событиям оказался у них примерно на 10% выше.
Так что если женщина хочет повысить свои шансы на привлечение такого мужчины, она должна пролистывать страницы моды и изучать раздел новостей. Одна из гипотез, почему этих мужчин так интересует политика и новости, заключается в том, что они, возможно, используют макиавеллиевские методы, чтобы вскарабкаться по скользкому шесту на работе, и интересуются своими собратьями-макиавеллистами.
Д-р Радж Персод – профессор популяризации психиатрии в Университете Гришэма и автор книги «Просто неотразим. Психология соблазнения»
С кем спят мужчины?
Исследование разгадало вечную загадку о том, сколько сексуальных партнерш было у мужчин на самом деле. В то время как среднее количество партнеров у гетеросексуальной женщины составляет 8, у гетеросексуального мужчины этот показатель равен 11. Возможно, мужчины просто хвастают, а женщины занижают цифру, не желая, чтобы их считали «распутницами». Возможно также, что небольшое количество женщин, например, проститутки, занимаются сексом с большим количеством мужчин, а может быть, бисексуальных мужчин больше, чем принято думать.
Сексуальные завоевательницы
1% женщин, которые спали больше, чем с 51 партнером, оценили свою привлекательность действительно высоко – 7,27 по 10-балльной шкале. Это интересно, так как традиционная психология считает, что у женщин, которые спят с кем попало, низкая самооценка. Однако этот показатель оценки собственной привлекательности поддерживает выводы недавнего исследования, выявившего новый тип женщин с хищническим подходом к сексу, похожим на мужской.
13 февраля 2007
Радж Персод
***