Однажды покорив мир практичной одеждой ковбоев — джинсами, Америка все активней претендует на лидерство в стиле от-кутюр. Завершившаяся неделя высокой моды в Нью-Йорке продемонстрировала весь блеск современных американских дизайнерских домов — Келвина Клейна, Донны Каран, Ральфа Лорена, Чарльза Джеймса, давно вставших в ряд мировых законодателей моды.

В деловой столице Америки были представлены самые разные коллекции традиционно космополитичной и, одновременно, многонациональной моды мегаполиса. Около 200 дизайнеров представили свои коллекции — от королевских нарядов до сверхлаконичных мини-юбок, продемонстрировав удивительное многообразие материалов — от вручную тканой золотой парчи до обрывков и лоскутков, словно собранных со свалки, сообщает сегодня РИА Новости.

На нью-йоркском подиуме преобладают неоновые тона, навеянные вечерним Манхэтэном, модельеры предлагают модницам цилиндры в стиле «дяди Сэма», знакомые бывшим гражданам СССР по карикатурам «окон РОСТА», и конечно, как всегда, на «пике» популярности русские мотивы — отороченные мехом ботфорты, ушанки и «боярки» в стиле «а-ля рус», демонстрируемые на фоне декораций с видами Красной площади.

«Еще 50 лет назад Нью-Йорк и высокая мода были абсолютно несовместимыми понятиями. Сейчас же годовой экспорт швейных изделий и коттона составляет около $20 миллиардов — это сопоставимо с экспортом фармацевтической промышленности и превышает объемы экспорта зерна, стали и литья», — рассказывает РИА Новости Анастасия Ксениас (Anastasia Xenias) из Департамента торговли США.

«Район Моды» расположен в самом сердце Манхэттэна — в Мидтауне в районе Седьмой авеню и Бродвея неподалеку от Таймс-сквер. Воздавая дань уважения домам мод, которые разместились в здешних небоскребах, часть улицы даже носит официальный титул «авеню Моды». Здесь же установлены, наверняка, самая большая в мире пуговица, проткнутая 7-метровой иглой. А поодаль на тротуаре этого фешенебельного района моды, сгорбившись над швейной машинкой, сидит бронзовый портной в еврейской шапочке на темени. Ведь именно из скромных еврейских лавочек и маленьких ателье сформировалась мощная индустрия нью-йоркской моды.

«В прошлом веке по этим улицам волокли свои тележки с готовым платьем «шлепперы» — еврейские портные, держатели мелких лавок готовой одежды», — рассказывает Алекс, эмигрант из СССР. — Они и делали всю тогдашнюю моду Нью-Йорка».

Лавочки в «Районе Моды» сохранились и поныне — теперь здесь не шьют, а торгуют тканями афроамериканцы или представители юго-восточной Азии. В витрине можно увидеть манекены, обернутые в ткань с символичным и чисто американским рисунком в виде долларовых купюр.

«Да, производство модной одежды — это прибыльный бизнес. Впрочем, львиная доля пошива нашей продукции перекочевала на фабрики Китая и Индии», — рассказывает владелец торгового брэнда «Виктория Роял» (Victoria Royal) Алан Силав.

Благодаря глобализции, почти 90% компаний, расположенных в «Районе Моды», имеют штат в пределах 10 человек. Однако малый американский швейный бизнес набирает большие обороты — за прошлый год экспорт деловых костюмов, например, для итальянских модниц вырос более чем на 200%!

Алан рассматривает свою коллекцию, которую он подготовил к неделе моды — на платьях и костюмах значится «сделано в Нью-Йорке». Это не коммерческий трюк — в мегаполисе еще есть швейные цеха. Европа и Япония предпочитают товары нью-йоркского, а не китайского производства, хотя сами модельеры считают это предрассудком.

«Мне очень хочется верить, что легкая промышленность сможет выжить в Нью-Йорке, не смотря на конкуренцию Китая и Индии. Часть своих вещей я шью здесь. Это, как правило, штучный, а не серийный товар. Издержки покрываются за счет «быстрых денег» — сегодня идея, завтра сшито, послезавтра выброшено в продажу. Хотя это жесткая конкуренция», — признается Алан, расправляя черное вечернее платье, шитое стеклярусом. Он уверен, что женщина со средним достатком, не спешащая раскошелиться на дорогой костюм на службу, оторвется от сердца $1000, чтобы блеснуть в роскошном туалете по особому случаю.

Нью-йоркская мода уже завоевывает Париж, Милан и Токио. «Очень интересна для нас и Россия, хотя пока наши мелкие фирмы осторожничают, опасаются, что не найдут покупателей — говорят, у вас только очень богатые и очень бедные. На красной площади я видела толпы женщин, в каких то странных одинаковых платках на голове. Но мне объяснили, что это туристы из провинции. И впрямь, потом на улицах Москвы я увидела совсем других женщин», — рассказывает Ксениас.

Нью-Йорк трудно назвать городом модников и модниц, не говоря уж обо всей стране. Здесь отдают предпочтение практичности и удобству, а не замысловатости форм и тканей. На открытии недели моды один из организаторов — Стивен Колб — заявил со сцены, что это мероприятие призвано развеять миф о том, что вся Америка ходит в спортивной одежде.

«В американской моде очень много оригинальности и креатива. В последние годы мы очень далеко ушли от не совсем верного стереотипа, согласно которому в Америке главенствует спортивный стиль. Сейчас мы наблюдаем новый этап моды, центром которого является сложная — технологически и стилистически — одежда», — сказал Колб.

Высокая мода диктует свои законы, а нью-йоркская улица выбирает то, что ей по душе. В магазинах популярной сети «Одобрено в Америке» — именно то, что любит народ — трико, трусы, майки и фуфайки всех цветов на все случаи жизни — «и в пир, и в мир».

«Когда я начинал свою карьеру, в компьютерную фирму мы приходили в костюмах при галстуках. Потом появились неформальные пятницы — когда на работу можно без костюма, потом пошли и неформальные будни…Теперь персонал, не работающий непосредственно с клиентами, приходит в жару в спортивных трусах», — признается консультант крупной компании.

*