Около 30% всех новых автомобилей сегодня приобретается в кредит.

По данным компании «Автомобильная статистика», в 2006 году банки выдали автокредитов на сумму около 200 млрд руб. ($7,5-8 млрд), тогда как в 2005-м банки «вложили» в российский авторынок всего $4-4,5 млрд.

По информации журнала «Финанс», текущий портфель автокредитов в российских банках по состоянию на начало 2007 года аналитики оценивают на уровне $10 млрд, а долю автомобилей, продающихся по кредитным схемам, — на уровне 35-40%.

Если в 2003 году количество «кредитных» иностранных машин составляло 220 тыс. штук, то к концу 2006 года, по оценке НБ «Траст», этот показатель достиг 900 тыс. автомобилей.

Проблема невозвратов началась еще около 2-х лет назад, когда потребительское кредитование резко пошло в гору. Уже в прошлом году Центробанк выразил тревогу тем, что показатель просроченной задолженности по потребительским кредитам, выданным коммерческими банками, продолжает увеличиваться. Тогда эта проблема казалась проблемой будущего, но уже сегодня банки вынуждены самостоятельно выбивать деньги из недобросовестных клиентов.

В определенной степени, банки сами способствуют увеличению числа «плохих кредитов» в портфелях. Сейчас для того чтобы приобрести автомобиль, достаточно лишь паспорта и водительских прав. Необязательно даже являться в автосалон — многие практикуют кредит по телефону. Неудивительно, что среди заемщиков появляются авантюристы, которые вынашивают идею кредитора «кинуть» и игнорируют выплаты, понимая, что сегодня у любого российского банка заемщиков выше крыши — авось, в суматохе, не заметят.

Эксперты полагают, что уже в ближайшее время проблема может обостриться, поскольку бум автокредитования в ближайшие годы продолжится. По прогнозам, в кредит будет продаваться не 30-40% новых машин как сейчас, а 60-80%.

Сообщает сегодня «Независимая газета»

*