Земельная война
Мэр Самары стремится вернуть контроль над земельными ресурсами в областном центре. Но успех ему гарантирован только в том случае, если большинство депутатов нового состава регионального парламента будут к нему лояльны.
Иллюстрация: Лариса Лазарева |
На недавнем пленарном заседании Самарской губернской думы губернатор Константин Титов упрекнул городские власти в том, что они неохотно предоставляют областным чиновникам данные о земельных участках. Самарский мэр Виктор Тархов в долгу не остался, назвав новый порядок, при котором контроль над земельными ресурсами в столице региона находится в руках областных властей, излишне бюрократичным. А значит, земельная война в Самаре скоро разразится с новой силой.
Начиналось все гладко
Первый передел земельных ресурсов в Самаре прошел в середине прошлого года. Тогда губернатор Константин Титов воспользовался новым федеральным законом, который позволил главам регионов брать под контроль распределение земель в областном центре в свои руки. Напомним: в апреле прошлого года были внесены изменения в Земельный кодекс РФ, наделяющие субъекты Российской Федерации правом распоряжаться земельными участками в столицах регионов. Но федеральные законодатели сделали существенную оговорку: эта норма действует лишь в том случае, если государственная соб-ственность на землю не разграничена. Для реализации новой нормы представительному органу региона достаточно принять соответствующий закон. В мае прошлого года Самарская губернская дума утвердила поправки к региональному Закону «О земле», принятые в соответствии с Земельным кодексом. В законную силу этот документ вступил с 1 июля. Правда, право выдачи разрешений на строительство осталось у руководства города, но без разрешения на выдачу земли этот документ не имеет силы.
Тогдашний глава Самары Георгий Лиманский не сопротивлялся переменам. Главной причиной неожиданной лояльности г-на Лиманского, до того славившегося стремлением к политической независимости, стали приближающиеся выборы мэра. Губернатор помог г-ну Лиманскому стать «медведем», чтобы получить поддержку «Единой России», и сам активно агитировал за его кандидатуру. В обмен тот согласился отдать под контроль области земельные ресурсы. Однако помощь губернатора Георгия Лиманского не спасла — выборы он проиграл. Его сменил Виктор Тархов, который спустя 100 дней своего правления публично заявил, что не согласен превращаться в «английскую королеву». И выразил желание вернуть прежнюю схему управления земельными участками в городе.
Все зависит от итогов выборов
Между тем руководитель правового управления Самарской области Тамара Вечканова заявила, что у Виктора Тархова нет никакой возможности вернуть землю под свой контроль. Как отметила юрист, региональное законодательство принято в точном соответствии с федеральным, а стало быть, будет исполняться и дальше. У самарского юриста Олега Казачека мнение не столь однозначно. «До того момента, пока не будет избран новый состав губернской думы (выборы пройдут в марте 2007 года. — Прим. ред.), изменить нынедействующее законодательство нельзя. Новый состав губернской думы, если в нем будут преобладать сторонники Виктора Тархова (он возглавляет региональное отделение «Справедливой России». — Прим. ред.), может принять решение об отмене закона, передающего право распоряжения землей губернатору. Тогда все вернется к прежнему порядку, когда землей будет распоряжаться мэр».
Между тем, по словам г-на Казачека, возвращение земельных ресурсов под контроль самарской мэрии лишь создаст новые проблемы при жилищном строительстве. «Когда землю передавали областным властям, решение вопросов, связанных с ее выделением под строительство, затормозилось. Это неизбежный процесс. Теперь, если землю передавать обратно, документооборот опять замедлится, и некоторое время земельные участки опять не будут выделяться», — поясняет юрист.
Внесение изменений в Земельный кодекс находится в тесной связи с другой законодательной нормой, столь же серьезно изменяющей порядок оформления земельных участков. Она предусматривает, что с 1 октября 2005 года все земельные участки должны предоставляться лишь по конкурсу, в то время как раньше для этого было достаточно более простой процедуры — согласования. Новое федеральное законодательство также требует, чтобы земельные площадки продавались или предоставлялись в аренду уже подготовленными, т. е. с подведенными к ним коммуникациями. До сих пор в Самаре не прошло ни одного конкурса по выделению земельных участков под застройку, одна из причин — дефицит бюджетных средств. Найдутся ли деньги на это в бюджете Самары теперь? Сказать сложно, новый мэр и его команда сами еще толком не разобрались, какой у города экономический, налоговый потенциал. Но в любом случае помощь областного бюджета не будет лишней. И прежде чем на нее рассчитывать, Виктору Тархову нужно получить сильное лобби в губернской думе.
***