В этом году поволжские автопроизводители выведут на рынок более десятка новинок — как российского, так и иностранного происхождения. Причем конкурировать наши автогиганты будут не только с зарубежными концернами, но и между собой

Модельный ряд 2007 года уже объявлен. Каждый поволжский автопроизводитель планирует покорить сердца и кошельки потребителей с помощью новых либо рейсталинговых моделей. К сожалению, тенденция к росту себестоимости отечественной автопродукции пока не сломлена, поэтому все новинки будут стоить дороже своих предшественников. В этом и заключается главная проблема, поскольку иностранные концерны наперебой предлагают модели, а также анонсируют скорый запуск новых, специально сделанных для развивающихся рынков, и эти машины оказываются дешевле наших того же класса.

Исчерпав запас ценового преимущества, российский автопром вынужден искать другие пути для сохранения своих позиций на рынке. Ключевым понятием становится качество продукции.

А в наших условиях это предполагает активное использование иностранных технологий, приобретение современных моделей, создание совместных проектов по выпуску автомобилей в режиме промышленной сборки. Полностью по такому пути пошло лишь удмуртское «Иж-Авто» (входит в группу «СОК»), которое планирует в 2007 году представить на российском рынке уже три модели своего основного партнера — корейского концерна KIA.

Не меньший энтузиазм в развитии промышленной сборки проявляет и группа «Север-сталь-Авто». Помимо собственных моделей УАЗ в ее модельном ряду грузовики Isuzu, джипы SsangYong, а в ближайшем будущем появится целая гамма автомобилей FIAT. Группа «ГАЗ» к концу 2007 года обещает представить рынку первые собранные в России коммерческие грузовики Maxus английской компании LDV, приобретенной в прошлом году. Совместное предприятие General Motors и АвтоВАЗа — «GM-АвтоВАЗ» — делает намеки на возможный запуск производ-ства в Тольятти двух моделей Opel. Сам же тольяттинский автогигант пока ограничится запуском Lada Priora — последней модификации на базе «десятого» семейства. Пока в ассортименте вазовской продукции нет ни одной иномарки, однако планы сотрудничества с Renault и Magna International предусматривают появление на конвейере АвтоВАЗа машин с иностранными шильдиками.

Перелицованная «десятка»

Из всех российских автопроизводителей ВАЗ находится в самом тяжелом положении. Сокращение доли рынка, падение продаж внутри страны, затоваривание дилерских площадок — таковы неутешительные итоги 2006 года. Аналитики и простые автовладельцы сходятся во мнении, что тольяттинское предприятие слишком долго выводит на рынок свои разработки. Мало того, что все они технически основаны на платформах из прошлого века, так еще и путь от испытательного стенда до потребителя занимает у них пять-семь лет, а не год-два, как это принято в современном автомобилестроении. Та же Kalina не один год выступала в качестве центрального экспоната на всех выставочных стендах АвтоВАЗа и лишь потом пошла в продажу.

Новая разработка (если ее можно так назвать) тольяттинцев — Priora — тоже хорошо знакома поклонникам машин из Тольятти. Впервые о «наследнице десятки» заговорили еще в 2001 году. Изрядно попутешествовав по всевозможным выставкам и автосалонам, Lada Priora лишь в апреле текущего года появится у официальных дилеров АвтоВАЗа. Новинка должна полностью заменить на конвейере Lada 110 в версии «седан». План на 2007 год предусматривает выпуск 84 тыс. таких автомобилей.

С технической точки зрения модель, безусловно, сильно отличается от уже привычной «десятки». Специалисты отмечают около тысячи новых деталей, используемых в Priora. Изменен внешний вид (капот, фары, двери, крылья, решетка радиатора) и интерьер (старыми остаются лишь сиденья). Силовой агрегат также модернизирован — облегчена шатунно-поршневая группа, доведена коробка передач, сцепление, перенастроена подвеска и т.д. Тем не менее с любого ракурса в новом автомобиле легко угадывается его предшественник. По мнению сотрудников журнала «За рулем», протестировавших Lada Priora в действии, ходовые характеристики изменились в лучшую сторону, но весьма незначительно. Из приятных бонусов — подушка безопасности водителя и электроусилитель руля в базовой комплектации. В то же время подушка для пассажира (хотя бы одного — спереди), ABS и другие общепринятые элементы комфорта и безопасности отсутствуют.

Таким образом, техническим прорывом Priora не станет, конкурировать же с иномарками ей остается лишь за счет цены. Впрочем, ценовое преимущество новинки из Тольятти сомнительно. Пока официально стоимость Lada Priora не объявлена, но участники рынка и аналитики называют ценовой диапазон 10-12 тыс. долларов (270-320 тыс. рублей) в базовой комплектации. А тут у вазовской новинки окажется немало конкурентов. Тем не менее руководитель управления по маркетингу АвтоВАЗа Александр Бредихин уверен в хороших перспективах модели. АвтоВАЗ остается лидером на российском автомобильном рынке, отмечает специалист, а в 2007 году, по его словам, тольяттинское предприятие будет проводить активную рекламную кампанию в поддержку Lada Priora (параметры рекламного бюджета и каналы продвижения сейчас уточняются). Это позволит увеличить продажи модели, считает г-н Бредихин. Но далеко не все придерживаются столь оптимистичного взгляда на будущее Lada Priora. «Новая версия не слишком отличается по своим параметрам от старой ‘‘десятки’’, продажи которой в последнее время не впечатляют. Поэтому вряд ли Priora будет пользоваться большим спросом, особенно если по цене выйдет за пределы 300 тысяч рублей», — размышляет руководитель отдела продаж одной из московских автоторговых компаний, пожелавший остаться неназванным.

Больше машин итальянских и разных

Рекордсменом по количеству обещанных новинок стала группа «Северсталь-Авто». В ее планах старт продаж сразу трех моделей FIAT — Albea, Doblo и Linea. Плюс новые внедорожники — SsangYong Kyron и Actyon. Будет расширена линейка выпускаемых на мощностях Ульяновского автозавода грузовиков Isuzu. Пока конкретные планы по линейке коммерческих японских автомобилей уточняются, а в продаже есть лишь одна модель серии N — NQR71P грузоподъемностью 5 т. В 2007 году на базе этого автомобиля будет собираться версия «фургон». Стартовая цена — 868 тыс. рублей.

Что же касается сотрудничества «Северстали-Авто» с FIAT, то модели итальянского концерна предполагается выпускать на мощностях набережночелнинского Завода микролитражных автомобилей (Татарстан). Модель Albea запущена в производство 1 декабря 2006 года, в скором времени к ней присоединятся коммерческий грузовик Doblo и одна из последних разработок FIAT — Linea. Еще одна модель класса LCV (легкий коммерческий транспорт), FIAT Ducato, будет производиться на совместном предприятии в ОЭЗ «Алабуга» (Татарстан).

Генеральный директор группы «Северсталь-Авто» Вадим Швецов уверен в хороших перспективах итальянских автомобилей в России. По его мнению, брэнд, давший жизнь АвтоВАЗу, незаслуженно забыт в нашей стране. «Северсталь-Авто» уже стала официальным дистрибутором FIAT в России и собирается построить собственную дилерскую сеть, которая будет действовать независимо от традиционной сбытовой сети УАЗа (финансирование — за счет средств, полученных в результате размещения облигационного займа на сумму 3 млрд рублей).

Линейка внедорожников, выпускаемых на мощностях ЗМА, в 2007 году будет включать три модели SsangYong — Rexton, стартовавший в конце прошлого года Kyron и новинку — Actyon.

Аналитики затрудняются прогнозировать, насколько успешными станут продажи FIAT в России. С одной стороны, марка действительно не раскручена. С другой, — продажи всех иномарок российской сборки впечатляют (рост за 2006 год более чем на 80%). «Мы полагаем, что и в 2007 году увеличение производства и продаж автомобилей в России будет идти в основном за счет сборочных производств», — отмечает аналитик инвестиционной компании «Финам» Наталья Кочешкова. По ее мнению, шанс вписаться в эту тенденцию есть и у FIAT.

Подробнее: «Эксперт Волга» №6(46) / 12 февраля 2007

***