Не жизнь, а Масленица
В понедельник в России началась масленичная неделя. У русской Масленицы — два «лица». Церковь подчеркивает, что это неделя предуготовления к Великому посту — самому продолжительному и строгому, наполненному покаянным чувством. Однако никуда не скроешь языческие корни этого праздника, взявшего начало в праздновании дня весеннего солнцеворота.
В Москве празднование пройдет традиционно ярко и с размахом. На Васильевском спуске сегодня откроется Масленичный городок, где всю неделю можно будет полакомиться бесплатными блинами.
У русской Масленицы — два не совсем совпадающих лица. Церковь подчеркивает, что это неделя предуготовления к Великому посту — самому продолжительному и строгому, наполненному покаянным чувством. Масленица символизирует свободу, данную человеку, которую он не смог достойно понести. А в Прощеное воскресенье, которым завершается Масленица, вспоминается изгнание человека из рая. Поэтому Церковь отметила Масленицу культурологическими дискуссиями о народных традициях в православном календаре, лекциями о лекарственных травах и презентациями книги иеромонаха «Кухня батюшки Гермогена».
Однако этнографы и фольклористы в советские времена особенно навострились подчеркивать языческие корни праздника, взявшего начало в праздновании дня весеннего солнцеворота, когда бога солнца Ярило призывали прогнать зиму. Язычники-глобалисты идут дальше и выводят обычай праздновать Масленицу аж с греческих и римских вакханалий и сатурналий. С этой точки зрения наша Масленица — сестра Венецианскому карнавалу.
«Разорительница», «разгульная», «пьяная», «обжорная» Масленица имела свой установленный порядок, сложился целый сценарий ее празднования: в понедельник — встреча Масленицы, во вторник — заигрыши, в среду тещи приглашали зятьев на блины, в четверг происходили санные катания, в пятницу — тещины вечерки: зятья звали тещу на угощение, суббота отводилась золовкиным посиделкам, воскресенье же все равно — Прощеный день. Основное блюдо масленичной недели — блины, не столько еда, сколько способ времяпрепровождения.
На «государственном» уровне Масленица в России широко началась праздноваться при Петре Первом. Царь сам открывал масленичные гулянья в столице у Красных ворот.
***