Анна и Бонапарт. Известная киноактриса вернулась на театральные подмостки
В Тольятти, в театре «Колесо», прошла премьера спектакля «Жозефина и Наполеон». Роль Жозефины блистательно исполнила Анна Самохина — известная киноактриса из Петербурга, знакомая нам по фильмам «Воры в законе», «Узник замка Иф», «Царская охота», «Взбесившийся автобус», «Китайский сервиз» и многим другим. Нечасто популярная актриса, порвав со столичной сценой, решается на второй дебют, избрав для этого подмостки провинциального театра.
— Почему так? — интересуюсь у Анны Самохиной.
— А чтобы все спрашивали. Но если серьезно, то все произошло после разговора с Сергеем Сычевым, председателем правительства Самарской области, с которым у нас давние приятельские отношения. Он, когда еще был руководителем одного из тольяттинских предприятий, поддерживал театр «Колесо». Кстати, он тоже питерский, окончил там юридический институт. Как-то он мне сказал, что в Тольятти есть хороший театр, есть прекрасный режиссер Анатолий Морозов, не желаю ли я там что-нибудь сыграть? Я тогда не сказала ни «да», ни «нет». Но вскоре режиссер «Колеса» приехал в Питер, привез пьесу и сказал, в каком качестве хотел бы меня видеть в спектакле. Роль Жозефины мне понравилась.
— Насколько мне известно, вы в театре давно не играли?
— Да, несколько лет не выходила на сцену. В Тольятти на спектакле была моя приятельница, продюсер из Питера. Она меня семь лет заманивала сыграть в каком-либо спектакле. Что только не предлагала — Марию Стюарт и роль, специально написанную для такой великой актрисы, как Алиса Фрейндлих. Я отказывалась. В мои планы вообще не входило играть в театре. Думала, что порвала с этим. Но вот… материал понравился — острая, характерная роль.
— Параллельно в кино снимались?
— Что вы! Я бы не потянула. Перед этим прошли трудные съемки сериала «Три цвета любви», после которого при словах «Камера, мотор!» меня судорогой сводило.
— Если не секрет, что заставило вас порвать с театром?
— В любом театре есть интриги, такая специфика: актеров много — главных ролей единицы. Я пришла в театр, когда мне было девятнадцать. Ведущая актриса, которой было глубоко за сорок, играла Офелию. А мне эту роль не давали. Это было первое потрясение от театра. Потом это чувство стало нарастать: я не понимала, почему жены режиссеров играют центральные роли, а мне — вроде молодой, вроде недурной собой, вроде небесталанной — их не дают. Так возникло глубочайшее разочарование. Я хотела вообще уйти со сцены, хоть в водители троллейбуса. Но, наверное, Господь удержал. И нежданное везенье помогло — в кино на пробы пригласили.
— Когда это было?
— Давно, когда я еще в Ростовском театре работала. Меня пригласили на роль Мерседес в фильме «Узник замка Иф». А когда утвердили на роль, чуть ли не половина нашего общежития собралась, девчата постелили новое полотенце, заставили меня об него ноги вытереть. Есть у актеров поверье: перед началом работы над ролью новое полотенце стелить, чтобы успех был.
— Счастливым оказалось то полотенце?
— Что и говорить! Больше чем в трех десятках фильмов сыграла.
— После какого фильма вы почувствовали себя звездой?
— Естественно, после выхода «Воров в законе». Мы снимали спокойно, никто не собирался делать из него «культовое кино». Но, очевидно, он попал на благодатную почву. И я там оказалась заметной, играла женщину свободную, раскованную, этакую Кармен. Кстати, ничего подобного в моем характере нет, в жизни я совсем другая. А какие там актеры играли! Валентин Гафт, Зиновий Гердт…
— Звезды капризны. Вы этим не страдаете?
— Чем крупнее актер, тем он менее капризен. Есть сложные характеры — это безусловно. Но капризные? Эстраду я не беру — это другое дело. Там много наносного и мало образования.
— Популярность вам не мешает?
— Если кто-то вам скажет, что мешает, не верьте: быть знаменитой, может, некрасиво, но это помогает жить! Вам с удовольствием идут навстречу и рядовые люди, и власти предержащие.
— Почему вы вдруг открыли в Санкт-Петербурге два шикарных ресторана — «Александр Суворов» и «Поручик Ржевский»?
— Это тоже мечта детства. И, может быть, она так и не была бы реализована, если бы не кризис в кино середины 90-х. Раньше «Мосфильм» кипел — а тут стал как мертвый. Идешь — и только гулкие шаги. Вот я и окунулась в новое дело, безумно увлеклась им. Тот период для меня даром не прошел: пять лет жила на снотворном. Чтобы поставить дело, мы назанимали массу денег, у кого только можно было. Сейчас понимаю, как рисковали. Прогореть можно было в любой момент. Но повезло.
— Часто бываете в своих ресторанах?
— В последнее время не очень, я обычно заглядываю так: «ла-ла-ла-ла», чтобы отдохнуть с друзьями. Дело управляется профессионалами и не требует моего постоянного участия.
— Как вы восприняли театр «Колесо» и своих партнеров по спектаклю?
— Мне театр понравился: прекрасный режиссер, хорошая труппа, много ярких артистов. Когда мы сюда приехали с мужем в первый раз, чтобы присмотреться к коллективу, побывали на спектакле «Хочу сниматься в кино». Весь второй акт прорыдали. Так душу тронуло.
— Вы здесь отыграете премьерные спектакли — и в Питер?
— Почему же? У нас есть планы показать «Жозефину и Наполеона» и в Самаре, Москве, Санкт-Петербурге, других городах. Я не одна играю роль Жозефины, есть напарница, Ольга Самарцева. Хорошая актриса.
— Этим спектаклем начались и закончатся ваши отношения с театром «Колесо» и вообще с театральной сценой?
— Пока не знаю. Все будет зависеть от предложений. Но в труппу не пойду никогда — предпочитаю оставаться свободным человеком.
Владимир Бабенков, Тольятти
31 марта 2004 г.
«Российская газета»
*