«Гугл» предоставляет доступ к снимкам Земли из космоса. При этом их качество заметно ухудшается по мере приближения курсора к определенным стратегическим объектам. Разработчики Google Earth (Земля Гугл), системы, использующей базу спутниковых фотографий земли и карт местности, предлагают своим пользователям заманчивую услугу: найти и рассмотреть с высоты птичьего полета всевозможные объекты в самых отдаленных уголках нашей планеты.

У простых обывателей и представителей ведомств разных стран, отвечающих за национальную безопасность, этот факт вызывает смешанные чувства. С одной стороны, пользователи (о чудо!) получили доступ к сделанным со спутника снимкам, позволяющим с достаточно близкого расстояния рассмотреть заданные географические объекты. Роскошь, доступная в недавнем прошлом лишь немногим. С другой стороны, первое, что приходит в голову при виде картинок из Google Earth, – это спутники-шпионы стран-конкурентов, охотящиеся за снимками стратегических объектов. После виртуального посещения собственного места обитания невозможно отделаться от чувства, будто какой-то невидимый, но в то же время все видящий глаз свыше пристально наблюдает за тобой. И хотя качество и масштаб снимков не передает все мельчайшие подробности изображения, и оно само не представляет собой, так сказать, трансляцию в реальном времени, а лишь фотографии, зачастую многолетней давности, все равно даже у спецслужб по всему миру есть сомнения в целесообразности распространения такого рода информации.

   Уже вскоре после того, как в 2005 году новая поисковая система Google Earth была представлена на суд пользователей, правительства разных стран обратились к компании с требованием запретить доступ системы к названным ими стратегическим объектам. Не ясно, какими именно методами, но в конце концов им таки удалось убедить представителей «Гугл» пойти на это. Поэтому теперь пользователи сколько угодно могут любоваться собственным двором или двором соседа, но только не видом сверху, скажем, на военные аэродромы, атомные реакторы или полигоны, по статистике, представляющие собой по- прежнему самые популярные цели поиска. Одними из наиболее щепетильных в этом вопросе, как нетрудно догадаться, являются США. Так, например, Белый дом или Пентагон вполне доступен для обозрения, а вот резиденция американского премьер-министра или исследовательский центр IBM в Нью-Йорке являются для посторонних взглядов табу.

   Одной из последних стран, кому «Гугл» пошел навстречу, стала Индия. Еще в 2005 году индийское правительство обратилось к интернет-концерну с просьбой цензировать некоторые стратегически важные объекты на территории страны. В этот список вошли, в том числе, наиболее значимые исследовательские институты и оборонительные сооружения. Свою просьбу Индия объяснила опасением возможного использования снимков в террористических целях. Этот аргумент уже не раз упоминался в связи с дискуссией о том, насколько в действительности велика угроза спутниковой программы «Гугл» для национальной безопасности. Как выяснилось, эти опасения имели под собой и реальную основу. По сообщениям Daily Telegraph, в доме одного из предполагаемых террористов были обнаружены распечатанные из системы Google Earth снимки потенциальных объектов атаки. На них достаточно четко были видны здания и палатки на территории расквартирования британского военного лагеря, расположенного в портовом городе Басра на юге Ирака.

   В своем стремлении засекретить всевозможные потенциальные цели террористической атаки некоторые страны сами невольно привлекают к ним повышенное внимание и выдают месторасположение объектов, которые, не представляй они собой на экране размытого пятна посреди пустынной местности или лесного массива, вряд ли бы кого-то заинтересовали.

   Как бы там ни было, а глобальная система поиска снимков со спутника становится все более близорукой. Всевидящий глаз сверху тщетно щурится, пытаясь разглядеть заретушированные пятна в разных уголках земного шара, а пользователи в который раз убеждаются: свободный доступ к глобальной информации – это миф.

Елена Громова

N- 06/2007 12.01 — 18.02

Пишет издание «Русская Германия»

***