В тайной комнате Микеланджело
Благодаря обнаруженному в архивах документу разгадан один из секретов Ватикана. Речь идет о маленькой комнате, в которой жил великий мастер, руководивший строительством собора Святого Петра. Ее местоположение веками держалось в тайне.
«В комнате в соборе Святого Петра, куда удалялся мастер Микеланджело». Несколько слов, содержащихся в документе, датированном 1557 годом, раскрывают одну из загадок Ватикана, которая волновала многие поколения ученых. Речь идет о месте, где жил Микеланджело Буонаротти в Риме, будучи главным архитектором Fabbrica di San Pietro (ватиканского ведомства, отвечавшего за строительство, а ныне курирующего состояние собора Св. Петра. – Прим. ред.). Этот период начинается 1 января 1547 года, в день, когда по поручению папы Павла III он возглавил сооружение нового собора Святого Петра, и заканчивается 18 февраля 1564 года – в день его смерти.
Благодаря этому документу – который Repubblica впервые представляет на эксклюзивных правах – и поискам, которые тайно велись в папском архиве, в Ватикане теперь точно знают, что жилище Микеланджело находилось внутри собора Святого Петра, почти в самом сердце нынешнего архива Fabbrica di San Pietro, в ведении которой находится эксплуатация и сохранение уникального шедевра искусства и веры. Но это была не большая квартира, а скорее очень маленький кабинет, куда не могли попасть посторонние и где великий флорентийский мастер работал над своими проектами вдали от нескромных глаз и ушей. Именно оттуда по винтовой лестнице он мог в любое время спуститься на место, где сооружался новый собор. Никто официально не знал о месте расположения жилища, и по традиции в Ватикане всегда думали, что римский дом художника находился рядом с собором. Но до последнего момента никто не мог с абсолютной уверенностью утверждать, что великий мастер жил непосредственно внутри собора. На протяжении пяти столетий факт существования комнаты Микеланджело порождал слухи и предположения, создавая своего рода загадочную ватиканскую легенду об «убежище» самого великого художника всех времен еще и по той причине, что мастер сам любил хранить в тайне месторасположение своего частного жилища, о существовании которого он не оставил ни одного документа.
Но теперь тайна будет разгадана благодаря записям о расходах анонимного монсеньора, найденным среди тысяч документов, хранившихся в архиве Fabbrica di San Pietro. Документ будет представлен на выставке, которая откроется до 8 марта. Она посвящена 500-летию со дня основания собора. На документе проставлена дата – март 1557 года. В нем содержится список выплат – с именами, фамилиями и цифрами – за работы, произведенные мастерами, привлеченными к строительству собора. Упоминание о Микеланджело находится в восьмой строке, в которой говорится об оплате работы резчика, сделавшего ключ для сундука в комнате великого мастера. В документе написано: «Мастеру Джананджело 10 скудо за ключ к сундуку в комнате в соборе Святого Петра, в которой проживает господин Микеланджело». Таким образом, документ подтверждает, что мастер жил в Ватикане.
Немало исследователей готовы поклясться, что эта комната находится в самом сердце архива Fabbrica, хотя некоторые ученые отвергают подобную версию. Например, по мнению искусствоведа Федерико Беллини из Университета Камерино, «помещение, в котором в настоящее время находится архив, было построено после смерти Микеланджело, поэтому комната может находиться где-то в другом месте Ватикана». Власти Ватикана не склонны поддерживать эту версию. Судите сами, в архиве одна из комнат, рядом с залом, где находятся компьютеры, картины и бесконечные шкафы, где работают ватиканские архивариусы, называется «Комнатой Микеланджело». По мнению президента Fabbrica, «Микеланджело, конечно же, жил в Ватикане, его присутствие здесь вписывается в рамки поведения великих людей, которые на протяжении двух тысячелетий приходили сюда, чтобы помолиться на могиле святого Петра. Это Карл Великий, святой Франциск, Петрарка, Мать Тереза, великие святые, великие художники в одном ряду со многими поколениями безымянных паломников».
Орацио Ла Рокка
10 февраля 2007
***