Вечная "Весна на Заречной улице". Популярную ленту смотрят уже полвека
Вчера один из самых любимых советских фильмов отметил юбилей. «Весне на Заречной улице» исполнилось 50 лет. Это дебютная лента Марлена Хуциева. Петр Тодоровский начинал на этой картине как оператор — и для обоих фильм стал счастливым билетом в большое кино.
За плечами у мастеров — великолепные работы. А вот для главной героини фильма — Нины Ивановой — кинематограф не стал смыслом жизни. Она не захотела связывать свою судьбу с актерской профессией. И много лет зрители задают один и тот же вопрос — что же стало с учительницей Татьяной Сергеевной?
Вчера в Московском Доме кинематографистов был полный зал гостей, потому что здесь отмечался юбилей одного из самых любимых советских фильмов — картине «Весна на Заречной улице» уже пятьдесят лет. Пять десятилетий — большой срок, поэтому не так много из создателей фильма смогли придти на праздник: режиссер Марлен Хуциев — это была его дебютная лента, Петр Тодоровский — он начинал как оператор на этом фильме, актер Геннадий Юхтин.
А вот исполнительница главной роли — Нина Иванова, несмотря на большую дату главного фильма в ее жизни, осталась дома. И никогда Нина Георгиевна никому не рассказывала, что играла в этом трогательном фильме о любви.
Марлен Хуциев обязан этому фильму прозвищем. После «Весны на Заречной улице» его уже никто не называл Марленыч, а только — Мартеныч — за неуемный и искрометный характер. И даже на юбилейном вечере в честь 50-летия фильма, самые близкие позволяли себе эту знаменитые оговорку.
Те, кто делали фильм, до сих пор удивляются, что им, выпускникам ВГИКа это разрешили. Сценаристы, актеры, операторы и режиссеры попадали работать на «Весну на Заречной улице» по дружбе, потому что жили в одной комнате в общежитии в Лосинке.
Профессионалы говорили, что так нельзя монтировать, так нельзя снимать, песня безыдейная, Рыбников — не герой. А фильм стал лидером проката за год. Когда режиссеры Феликс Миронер и Марлен Хуциев решили сходить на свою картину, были удивлены, что почти невозможно купить билеты, хотя почти все зрители в зале знают ее наизусть.
Марлен Хуциев, режиссер: «спереди сидит пара молодая, и все реплики они произносят — и зал похохатывает… Мы что, комедию сняли?»
Сколько потом городов спорили о том, где находится эта улица. И Одесса, и даже Москва. Говорят, что поначалу хотели назвать «Весна на Кремлевской улице» — но получалось слишком громко. Но фильм снимали в Запорожье, там до сих пор вспоминают, как московские артисты меняли у рабочих свою новую робу на правдоподобную изношенную, а по просьбе молодого оператора фильма Петра Тодоровского пошли на невероятное нарушение технологии: одновременно открыли заслонки всех мартеновских печей.
Петр Тодоровский, оператор: «Это было жуткое нарушение технологии… Стоял такой мат, однако заслонку не закрыли — и сцену досняли».
Улица Заречная в Запорожье появилась гораздо позже, а вот эту лестницу там по сей день называют ступеньками любви.
Но зрители не только повторяли фразы за любимыми героями, но видели и недочеты молодой съемочной группы. Сколько писем получил Хуциев, что молодую учительницу в город привозит машина с разными номерами 1495 и 8541. Но у режиссера была еще одна промашка, которую он держал в тайне: то закатанными, то нет оказывались рукава у героя Николая Рыбникова в сцене в учительской.
Марлен Хуциев, режиссер: «Мы были неопытны, сами не обращали внимания, а ассистенты пропустили».
Зрители ловили каждый кадр. Им казалось, что еще никогда фильм про рабочих не был им настолько близок и понятен.
Геннадий Юхтин, исполнитель роли инженера: «Играть было, конечно, сложно, это было новое слово в нашем кинематографе: душевные откровения».
И только один человек из съемочной группы всегда избегал своих встреч с этим фильмом: Нина Иванова — она сыграла учительницу — старается не пересматривать ленту, где она молодая, где у нее ставший модным «локон страсти» — завиток на лбу, где во время съемок случился ее роман с оператором Василевским. Несмотря на все уговоры, она никогда не приходит на юбилейные встречи, посвященные «Весне на Заречной улице» и никогда не рассказывает знакомым, что это она — легенда нашего кино. Говорят, Нина Иванова работает медсестрой в московской больнице. И меньше всего ей хочется, чтобы те, кто полюбили ее двадцатилетней, однажды увидели ее морщины.
Сообщает Сайт Первого канала
***