Вчера один из самых любимых советских фильмов отметил юбилей. «Весне на Заречной улице» исполнилось 50 лет. Это дебютная лента Марлена Хуциева. Петр Тодоровский начинал на этой картине как оператор — и для обоих фильм стал счастливым билетом в большое кино.

За плечами у мастеров — великолепные работы. А вот для главной героини фильма — Нины Ивановой — кинематограф не стал смыслом жизни. Она не захотела связывать свою судьбу с актерской профессией. И много лет зрители задают один и тот же вопрос — что же стало с учительницей Татьяной Сергеевной?

Вчера в Московском Доме кинематографистов был полный зал гостей, потому что здесь отмечался юбилей одного из самых любимых советских фильмов — картине «Весна на Заречной улице» уже пятьдесят лет. Пять десятилетий — большой срок, поэтому не так много из создателей фильма смогли придти на праздник: режиссер Марлен Хуциев — это была его дебютная лента, Петр Тодоровский — он начинал как оператор на этом фильме, актер Геннадий Юхтин.

А вот исполнительница главной роли — Нина Иванова, несмотря на большую дату главного фильма в ее жизни, осталась дома. И никогда Нина Георгиевна никому не рассказывала, что играла в этом трогательном фильме о любви.

Марлен Хуциев обязан этому фильму прозвищем. После «Весны на Заречной улице» его уже никто не называл Марленыч, а только — Мартеныч — за неуемный и искрометный характер. И даже на юбилейном вечере в честь 50-летия фильма, самые близкие позволяли себе эту знаменитые оговорку.

Те, кто делали фильм, до сих пор удивляются, что им, выпускникам ВГИКа это разрешили. Сценаристы, актеры, операторы и режиссеры попадали работать на «Весну на Заречной улице» по дружбе, потому что жили в одной комнате в общежитии в Лосинке.

Профессионалы говорили, что так нельзя монтировать, так нельзя снимать, песня безыдейная, Рыбников — не герой. А фильм стал лидером проката за год. Когда режиссеры Феликс Миронер и Марлен Хуциев решили сходить на свою картину, были удивлены, что почти невозможно купить билеты, хотя почти все зрители в зале знают ее наизусть.

Марлен Хуциев, режиссер: «спереди сидит пара молодая, и все реплики они произносят — и зал похохатывает… Мы что, комедию сняли?»

Сколько потом городов спорили о том, где находится эта улица. И Одесса, и даже Москва. Говорят, что поначалу хотели назвать «Весна на Кремлевской улице» — но получалось слишком громко. Но фильм снимали в Запорожье, там до сих пор вспоминают, как московские артисты меняли у рабочих свою новую робу на правдоподобную изношенную, а по просьбе молодого оператора фильма Петра Тодоровского пошли на невероятное нарушение технологии: одновременно открыли заслонки всех мартеновских печей.

Петр Тодоровский, оператор: «Это было жуткое нарушение технологии… Стоял такой мат, однако заслонку не закрыли — и сцену досняли».

Улица Заречная в Запорожье появилась гораздо позже, а вот эту лестницу там по сей день называют ступеньками любви.

Но зрители не только повторяли фразы за любимыми героями, но видели и недочеты молодой съемочной группы. Сколько писем получил Хуциев, что молодую учительницу в город привозит машина с разными номерами 1495 и 8541. Но у режиссера была еще одна промашка, которую он держал в тайне: то закатанными, то нет оказывались рукава у героя Николая Рыбникова в сцене в учительской.

Марлен Хуциев, режиссер: «Мы были неопытны, сами не обращали внимания, а ассистенты пропустили».

Зрители ловили каждый кадр. Им казалось, что еще никогда фильм про рабочих не был им настолько близок и понятен.

Геннадий Юхтин, исполнитель роли инженера: «Играть было, конечно, сложно, это было новое слово в нашем кинематографе: душевные откровения».

И только один человек из съемочной группы всегда избегал своих встреч с этим фильмом: Нина Иванова — она сыграла учительницу — старается не пересматривать ленту, где она молодая, где у нее ставший модным «локон страсти» — завиток на лбу, где во время съемок случился ее роман с оператором Василевским. Несмотря на все уговоры, она никогда не приходит на юбилейные встречи, посвященные «Весне на Заречной улице» и никогда не рассказывает знакомым, что это она — легенда нашего кино. Говорят, Нина Иванова работает медсестрой в московской больнице. И меньше всего ей хочется, чтобы те, кто полюбили ее двадцатилетней, однажды увидели ее морщины.

Сообщает Сайт Первого канала

***