Наш привет из 1913 года. Сегодня в Берлине открывается 57-й Международный кинофестиваль
В Берлине открывается 57-й Международный кинофестиваль. С 6 февраля на Марлен Дитрих-платц открылась продажа билетов на фестивальные просмотры. В отличие от своих гламурных конкурентов в Венеции и Канне Берлин гордится своей демократичностью — фильмы крутятся по всему многомиллионному городу, и очереди в кассы любители занимают с ночи. Всего за десять дней здесь покажут 373 фильма, отобранных, по словам директора Дитера Косслика, из пяти тысяч претендентов
Берлинале — больше, чем фестиваль. Это объектив, в фокусе которого все главные события европейской истории.
Мостостроитель
Родился почти одновременно с Каннским фестивалем, оба возникли как антитеза муссолиниевскому кинопараду в Венеции. Стал вычерчивать контуры нового гуманного послевоенного мира, трудолюбиво наводил порушенные Второй мировой мосты между народами. Выдержал многолетний бойкот «социалистического лагеря» и упорно работал, чтобы пробить брешь между мирами задолго до падения Берлинской стены. И в конце концов Советы сломались: с 1975-го мы ежегодно присутствовали в Западном Берлине и за четверть века приобрели множество «Медведей» — золотых и серебряных. Первопроходцем стал молодежный фильм «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, взявший приз за лучшую режиссуру.
В 80-х политика Берлинале была к нам подчеркнуто дружественной, к трем его официальным языкам добавился русский; в честь наших делегаций дирекция устраивала торжественные приемы. После воссоединения двух Германий мостостроение перестало быть актуальным и фестиваль стал терять к СССР интерес — тем более что и кино наше впало в затяжной кризис. Русский язык снова исчез из числа официальных, наши делегации приезжали и уезжали в молчании. Последним человеком из России, кому вручали берлинского «Медведя», был Вадим Абдрашитов, чья «Пьеса для пассажира» отвоевала «серебро» 12 лет назад.
В первую семилетку нового века только два наших фильма пробились в главный берлинский конкурс — «Русский бунт» Александра Прошкина и «Солнце» Александра Сокурова. Оба уехали без наград. Правда, в побочном детском конкурсе Kinderfilmfest 2005 года Гран-при заслуженно получила драма дебютанта Андрея Кравчука «Итальянец».
На этот раз в Kinderfilmfest заявлена 13-минутная анимационная сказка Олега Ужинова «Жихарка», но ни в одной из главных программ фестиваля нас нет. О существовании где-то там, на другой планете, большого русского кино напомнит только Евгений Бауэр — был такой знаменитый режиссер и художник времен Великого Немого, снимавший мелодрамы с Верой Холодной и Иваном Мозжухиным; он умер за три месяца до Октябрьской революции, не предполагая, какие взлеты и падения суждено пережить любимой им России. В рамках архивной программы «Судьба и страсть» фестиваль покажет его фильмы «Сумерки женской души» и «Дитя большого города».
Таким образом, как и мечтали наши патриоты, по крайней мере в Берлине Россию уже отбросило назад к 1913 году.
Демократ
С 6 февраля на Марлен Дитрих-платц открылась продажа билетов на фестивальные просмотры. В отличие от своих гламурных конкурентов в Венеции и Канне Берлин гордится своей демократичностью — фильмы крутятся по всему многомиллионному городу, и очереди в кассы любители занимают с ночи. Постелят на сверкающий чистотой пол свежие газетки и ждут открытия — читают, беседуют или спят. Завидки берут: на Московском фестивале такого нет уже добрых два десятка лет.
Всего за десять дней здесь покажут 373 фильма, отобранных, по словам директора Дитера Косслика, из пяти тысяч претендентов. Среди громких конкурсных лент — режиссерские работы Роберта Де Ниро («Ложное искушение» с Мэттом Дэймоном) и Стивена Содерберга («Хороший немец» с Джорджем Клуни), политический фильм Грегори Нава «Пограничный город», где Дженнифер Лопес играет журналистку, которая расследует серию убийств женщин в Мексике. Обещают несколько сильных конкурсантов из Франции, начиная с «байопика» Оливье Даана о жизни великой Эдит Пиаф «Воробушек», которым открывается Берлинале, и заканчивая артхаусными режиссерами Андре Тешине и Жаком Риветтом. Первый привезет фильм «Свидетели» с Эммануэль Беар о 80-х годах, когда человечество только узнало о существовании такой напасти, как СПИД, второй — драму «Не трогай топор!» по Бальзаку. Всего в главном конкурсе участвуют 22 картины, из них 19 — мировые премьеры. Хотя судьба по крайней мере одной из них пока висит на волоске: правительственные цензоры КНР вновь, как и в прошлом году в Канне, требуют снять с программы один из двух конкурсных китайских фильмов — «Затерянные в Пекине», где рассказывается о сложных взаимоотношениях хозяина массажного салона и его сотрудницы. По требованию властей режиссер Ли Ю уже сократила картину на 15 минут, убрав сцены с уличными проститутками и казино, кадры с государственным флагом и упоминания про площадь Тяньаньмынь, но удовлетворить аппетиты цензоров пока не смогла. Официальные лица Берлинале, однако, не теряют надежды: до премьеры остается еще целая неделя.
Судить фильмы будет международное жюри под руководством автора знаменитого «Таксиста» американского драматурга Пола Шредера. В числе рефери — актеры Уиллем Дефо, Марио Адорф, Гаэль Гарсия Берналь.
Приятная новинка фестиваля — программа «Кулинарное кино», где собраны фильмы про питание здоровое и нездоровое — ленты игровые и неигровые, но непременно сопровождающиеся вкусной трапезой в специально открытом ресторане.
Конкурент
На пресс-конференции по случаю объявления конкурсной программы директор Берлинале Дитер Косслик пожаловался на растущую конкуренцию со стороны новых, более богатых и амбициозных киносмотров. Один только Римский фестиваль, который дебютировал в октябре 2006 года с бюджетом в 20 млн. евро, с места в карьер сделал то, что не по силам Берлину, — привлек множество киносветил. Косслик даже заподозрил, что толстосум Рим перекупает звезд и фильмы за большие деньги. Тем же грешат, по словам директора, молодой фестиваль в Дубае и такие набирающие обороты кинопраздники Востока, как Пусан и Бангкок. Эти предположения Косслика тут же опроверг представитель из Дубая, заявив, что звезд туда привлекают не деньги, а гостеприимство и комфорт, — мол, художников еще надо уметь принять.
В комфорте Берлину действительно трудно соревноваться с ласковыми южными городами, где море, солнце и нега. Поэтому из года в год на Потсдамерплатц повторяется одна и та же история: за неделю до открытия фестиваль ликующе объявляет длинный перечень ожидаемых звезд, который в конце концов скукоживается до пяти-шести известных имен. Причем сильно ошибаются те, кто думает, будто в Берлине все десять суток шумит звездная тусовка и можно к Де Ниро запросто подойти за автографом, как на «Кинотавре» — к Чадову. Все, увы, не так: в суровую немецкую столицу знаменитости залетают на несколько часов — чтобы улыбнуться фотокамерам на пресс-конференции, проскочить, ежась под мокрым снегом, по красной дорожке и выйти перед публикой на премьере, — и тут же отбывают в более приятные точки планеты. Пока немецкую столицу обещали одарить своим приездом Шарон Стоун, Кэйт Бланшетт, Джуди Денч, Дженнифер Лопес, Роберт Де Ниро и Клинт Иствуд со своим американо-японским боевым эпосом «Письма из Иводзимы».
Фестиваль в Берлине заметно теряет в весе. Фильмы, побеждавшие здесь в последние годы, вызывали недоумение: то лучшим из всех кино жюри объявит кинооперу «Кармен», спетую на южноафриканском наречии ксоза, то возведет на пьедестал почета аляповатую порнушку «Капризное облако», то изумит трусоватым заигрыванием с террористами, представленными фильмом «Дорога на Гуантанамо» в виде невинных жертв. В Берлинале теперь причудливо уживаются самая безвкусная сексуха-развлекуха с самым топорным политиканством. Тем не менее он пока остается одним из трех наиболее авторитетных европейских фестивалей, и его призы до сих пор считаются влиятельными для прокатной судьбы картин.
На церемонии закрытия 17 февраля покажут новую работу Франсуа Озона «Ангел» с Шарлоттой Рэмплинг.
Об этом сегодня пишет «Российская газета» №4289, 8.02.07
*