От зарплаты до зарплаты. Чрезмерное повышение МРОТ может вызвать всплеск безработицы
Работодатели и профсоюзы предлагают устанавливать размер регионального МРОТ на трехсторонней комиссии, в которую будут входить представители бизнеса, профсоюзов и власти. Эту и другие идеи обсуждали вчера на «круглом столе» представители Российской трехсторонней комиссии.
Соответствующие поправки предлагается внести в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда». Законопроект сейчас готовится ко второму чтению в Госдуме. Напомним, что этот законопроект ставит своей целью к 2008 году сравнять величину МРОТ и прожиточного минимума, то есть сделать то, за что российские профсоюзы, по словам присутствовавшего на вчерашнем «круглом столе» председателя ФНПР Михаила Шмакова, борются вот уже 15 лет. Решено, что к 1 декабря 2008 года МРОТ «дорастят» до 4300 рублей, то есть до той суммы, которая, по прогнозу минфина, к тому моменту будет составлять величину прожиточного минимума. Сейчас размер МРОТ — 1100 рублей, а прожиточного минимума — около 3700.
Работодатели в лице председателя КСОРР Олега Еремеева и председателя общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Бориса Титова, естественно, согласны с тем, что минимальная зарплата в стране не должна быть ниже прожиточного минимума — проще говоря, что государство должно гарантировать каждому работающему гражданину такой доход, который позволит ему прокормить себя и удовлетворить свои самые простые потребности.
А также (заметим в скобках) поможет государству бороться с выплатой «конвертных» зарплат и тем самым несколько повысит наполняемость внебюджетных фондов. Однако представители бизнеса выразили несогласие с некоторыми деталями находящегося в Госдуме законопроекта. Во-первых, это уже упомянутый региональный МРОТ. Согласно законопроекту, он должен устанавливаться Законодательным собранием или Думой субъекта РФ (естественно, им дано право лишь повышать общефедеральную планку, но не понижать ее). Работодатели опасаются, что власти в азарте предвыборной борьбы будут поднимать региональный МРОТ выше необходимого, что негативно повлияет на развитие бизнеса. А вот с предложением ФНПР устанавливать такой МРОТ путем переговоров между бизнесом, профсоюзами и властью работодатели согласились.
— Минимальный размер оплаты труда — это очень тонкий инструмент, который нужно настраивать сообща, — утверждает Борис Титов. — Нельзя, чтобы его назначала лишь одна из сторон социально-трудовых отношений, будь то бизнес, работники или государство.
Кстати, присутствовавший на «круглом столе» директор департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы минздравсоцразвития Александр Сафонов заметил, что при повышении МРОТ необходимо помнить об опасности «переборщить» и тем самым подвести многих слишком «подорожавших» работников к увольнению.
— Мы могли бы объявить, что минимальный размер оплаты труда равен прожиточному минимуму, уже сегодня. Однако тогда надо было бы готовиться к тому, что в стране произойдет всплеск безработицы. Именно поэтому МРОТ решено повышать постепенно, — утверждает он.
Другой вопрос, тревожащий работодателей, — вводимое законопроектом ужесточение штрафов за назначение зарплаты ниже уровня МРОТ. По их словам, статья, карающая работодателей за нарушение законодательства о труде и охране труда, в частности, за то самое занижение уровня заработной платы, уже есть в КоАП и введение новой, «специальной» статьи лишь усложнит законодательство и породит путаницу в судах. К слову, максимальный размер штрафа за это правонарушение законопроект не повышает — увеличивается лишь минимальная планка. В свою очередь Михаил Шмаков заявил, что новая статья КоАП должна послужить дополнительным стимулом для нерадивых работодателей, и привел в пример проблему массовой невыплаты зарплат, которую удалось решить в том числе при помощи активного использования против неплательщиков санкций, указанных в законодательстве.
Предложения, звучавшие на вчерашнем «круглом столе», имеют все шансы попасть в обсуждаемый законопроект до того, как Госдума примет его во втором чтении.
Об этом сегодня пишет «Российская газета» №4289, 8.02.07
*