На АвтоВАЗе готовится сокращение численности административно-управленческого аппарата на 7% (1,5 – 2 тысячи человек. – „Ъ“). Предполагается, что экономия средств от сокращений составит 2-3 млрд рублей в год. По мнению экспертов, новое руководство собирается прежде всего покончить с практикой трудоустройства на руководящие посты «по знакомству».

Как стало известно „Ъ“, президент ООО «Управляющая компания группы «АвтоВАЗ» Владимир Артяков издал распоряжение о сокращении численности административно-управленческого аппарата Волжского автозавода на 7% или на 1,5-2 тыс. человек. Руководителям всех подразделений управляющей компании и самого «АвтоВАЗа» дано задание до конца февраля изучить возможность сокращения собственных служб, то есть, по словам источника „Ъ“ на АвтоВАЗе, «они должны будут решить, кого именно сокращать».

Как пояснил „Ъ“ пресс-секретарь президента ООО «Управляющая компания группы «АвтоВАЗ» Иван Скрыльник, сокращение численности руководящего состава автозавода проводится с целью оптимизировать управленческую структуру предприятия. «В некоторых случаях речь может идти о сокращении не реальных людей, а вакантных должностей, которые руководители подразделений держат про запас», – заявил господин Скрыльник. Точная численность сокращенных и сумма средств, которая высвободится в результате этой реформы, по его словам, пока неизвестна. Однако, как сообщил „Ъ“ один из менеджеров Волжского автозавода, предполагается, что экономия средств от сокращений составит 2-3 млрд рублей в год.

Напомним, что в конце января на АвтоВАЗе принята программа по сокращению издержек, которая предусматривает экономию средств по всем службам завода. В ней предусмотрено, что снижение затрат «на организацию сбытовой деятельности» должно составить порядка 700 млн рублей, а снижение «корпоративных расходов службы по экономике и финансам» предусматривается в размере 200 млн рублей. Сравнимые суммы предлагается сэкономить и остальным службам завода. «Скорее всего, экономия произойдет в основном за счет сокращений персонала», – предположил менеджер предприятия.

Между тем, по предположению директора Международной ассоциации дилеров (МАД) ОАО «АвтоВАЗ» Юрия Целикова, численность административно-управленческого аппарата может составлять 13-17 тыс. человек (среднесписочная численность работников ОАО «АвтоВАЗ», согласно годовому отчету общества за 2005 год, составляет 115 тыс. 587 человек. – „Ъ“). По его мнению, управленческий состав автозавода «можно сокращать и до 10%». И, кроме того, как считает господин Целиков, «нужно урезать расходы на оплату командировочных и транспорт всем менеджерам, работающим по контракту».

Еще более категоричное мнение высказал бывший заместитель генерального директора АвтоВАЗа по экономике и финансам Александр Ясинский. Он считает, что управленческий аппарат АвтоВАЗа вместе с инженерно-техническими работниками «разросся до 25 тысяч человек» и его нужно сократить как минимум на 20%. «Там слишком много лишних людей, которых взяли на работу по знакомству, – пояснил господин Ясинский. – Сокращать нужно целыми дирекциями». Однако, по мнению бывшего топ-менеджера АвтоВАЗа, в полной мере провести сокращения не удастся. «Эти попытки предпринимались несколько раз еще в советское время и всякий раз заканчивались ничем, – заявил Александр Ясинский. – Каждый раз к руководству завода начинали идти ходатаи, которые убеждали, что проводить сокращения нельзя».

Директор МАД Юрий Целиков предположил, что сокращать будут «в основном пенсионеров». По его словам, на заводе сложилась практика, согласно которой менеджеры, уходя на пенсию получали в качестве прибавки к пенсии зарплату советника какого-нибудь топ-менеджера. «Теперь всех этих советников сократят», – считает господин Целиков.

Однако один из менеджеров АвтоВАЗа, высказал мнение, что на этот раз сокращения, скорее всего, будут реальными. «Раньше эти реформы увязали из-за личных связей между менеджерами ВАЗа, – пояснил он. – Теперь же сокращения проводят новые люди, которые никак не связаны лично с большинством старого менеджмента».

Павел Каледин,

Тольятти

КОММЕРСАНТЪ — СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ

*